Завершается строительство третьего моста через Уду, готовы проекты и заложены камни в фундамент Национального музея, здания театра «Байкал», студенческого кампуса, которые украсят городскую набережную. Есть планы строительства еще одного моста через Селенгу. Еще никогда такими темпами не развивалась наша столица.
Особенно ярко темпы обновления города видны на примере новостроек в 100-х кварталах, где 15 лет назад на пустыре стоял только один мой дом. Сегодня в шаговой доступности здесь возникли две поликлиники, четыре школы, спортивный центр «Патриот», видны контуры других строящихся многоэтажек. По этой причине добраться домой можно только на внедорожнике через канавы и песчаные барханы, которые очень удивляют моих иностранных гостей.
На этом фоне другим контрастом выглядит Левый Берег, где, как бурьян, растут дома и целые улицы из бывших жителей ближних и дальних сел, которым также необходимы школы и больницы. Все это напоминает мне Улан-Батор, куда перекочевала половина граждан соседней Монголии. Только у нас пока «дома пониже и асфальт пожиже», а дорожные «пробки» еще в зачаточном состоянии, но можно быть уверенным, что догоним и в этой конкуренции, и в объеме городского смога.
Как известно, после завершения строительства БАМа наша республика выбыла из списка субъектов России с населением больше одного миллиона жителей. Несмотря на все усилия правительства страны по решению демографической проблемы, материнский капитал и жилищные субсидии, численность населения Бурятии за последние двадцать лет не растет. И, как в большинстве сибирских и дальневосточных регионов, устойчиво сокращается местное население, которое компенсируется притоком мигрантов.
Немало коренных жителей этнической Бурятии прибыло в Улан-Удэ после ликвидации Агинского и Усть-Ордынского бурятских автономных округов. При этом, если оглянуться вокруг, можно убедиться, что почти в каждой семье дети уезжают на учебу в другие города или давно танцуют «ёхор» в заморских странах. И я уверен, обратно они уже не вернутся, а вслед за ними продает жилье и покупает билеты в одну сторону и старшее поколение. Человек ищет, где лучше...
В этой связи полезно напомнить и порочную практику последних десятилетий выдвижения местных кадров на столичные должности. Вряд ли кто сегодня вспомнит наших многочисленных партийно-комсомольских деятелей и депутатов, оставшихся на пенсии «топтать» столичный асфальт. Не потому ли в нашей памяти, как реликт, осталась только одна фигура первого президента Бурятии Л. В. Потапова, вернувшегося на родину из московских кабинетов.
Недавнее вхождение в программу «Дальневосточная ипотека» вызвало бум строительства, обернувшийся резким повышением цен на жилье, размеры которого уже сравнимы с Москвой и Питером. Отсюда возникает естественный вопрос: «Как наполнять новые школы, детские сады, где брать для них учителей и врачей и кто будет жить в нашей «дорогой столице» через 10 — 20 лет?». И здесь есть определенные сомнения.
Отметим, что, в отличие от Бурятии, растет население Якутии, Тувы, Горного Алтая. Может быть, это плата за высокий уровень образования нашей автономии и малую численность коренного населения? Такая тенденция свидетельствует и о том, что, кроме лозунгов и городского благоустройства, необходимы и другие мероприятия по сохранению человеческого потенциала Бурятии. И, как всегда, возникает естественный вопрос: «Что делать?».
Прежде всего, необходимо разработать республиканскую программу закрепления выпускников школ на рабочих местах и поступления в средние и высшие учебные заведения Улан-Удэ. К сожалению, ЕГЭ последние десятилетия устойчиво «вымывает» наиболее талантливых выпускников в центральные вузы. Сегодня мы можем только вспоминать комсомольские традиции прошлого — «всем классом на ферму», но то, что село пустеет, видно и невооруженным глазом.
Любовь к родным местам можно доказать только делом. Вместо конкурса «стобалльников», которые неизбежно покинут отчий край, я бы предложил провести республиканский конкурс школ на самое большое количество выпускников, оставшихся в республике за последние годы. Необходимо материально и морально поддержать и те многодетные семьи, где больше всего детей, работающих в Бурятии.
Можно вспомнить, что еще не так давно в депутатском корпусе Народного Хурала была традиция создания на малой родине фермерских хозяйств, которая часто подвергалась обструкции местными журналистами. Может, и по этой причине сегодня уже не так много таких героев, а жаль. Поэтому на всех уровнях власти следует поощрять все формы шефства наших чиновников и депутатов в родных краях.
При этом в руководстве страны, а равно регионов, много и тех, кто на словах пропагандирует патриотизм, а своих детей направляет на учебу в центральные вузы и за границу. Не по этой ли причине «тонут» все призывы и инициативы тех же чиновников по сохранению российской периферии? Мне кажется, прямая задача правящей партии (если она реально правит) не допускать к карьерному росту людей с такими двойными стандартами. В России должны быть еще резервы кадров, сохранивших реальный патриотизм для своих потомков.
Важной задачей является сохранение сельского населения, за которое отвечают муниципальные власти. Как известно, их рейтинг определяется многочисленными показателями. Однако не так сложно определить их эффективность по количеству населения, покинувшего малую родину.
В бытность заведующего отделом науки и учебных заведений Бурятского обкома КПСС мне приходилось много заниматься патриотическим воспитанием школьников. В то время в каждой школе были пионерские комнаты и краеведческие музеи. При посещении сельских школ я часто задавал вопрос случайному ученику в коридоре: «Какого земляка Героя Советского Союза ты знаешь?» При отрицательном ответе замечание получал директор школы. Сегодня на этот вопрос вряд ли ответят и сами школьные учителя.
К сожалению, воспитать патриотизм поднятием флага и пением гимна невозможно. Для детей более важен пример, близкий ему по жизни, в том числе и знание лучших людей родного села, района, города, республики. Однако процедуры их награждений почетными званиями проводятся в тиши коридоров власти и лишены прозрачности и конкурсности.
Можно быть уверенным в том, что наши школьники не знают и о государственных наградах республики или Улан-Удэ. Между тем все Почетные граждане должны нести обязанность постоянных встреч с молодежью в целях его патриотического воспитания. Приятно, что мэрия Улан-Удэ ежегодно организует встречи Почетных граждан для обсуждения результатов своей работы и планов на будущее. К сожалению, руководство республики, на моей памяти, даже в дни векового юбилея ни разу не собирало своих немногих Почетных граждан хотя бы для того, чтобы знать их в лицо ...
В истории Бурятии должны остаться не только имена героев войны и труда. Старшее поколение помнит, что у нас были люди, награжденные высоким званием «Народный врач СССР», «Народный учитель СССР». На всей территории от Урала до Дальнего Востока только искусство Бурятии удостоено восьми званий «Народный артист СССР».
Все это те знания, которыми должен гордиться большой и маленький гражданин нашей республики, и те тоненькие якоря памяти, еще удерживающие их на родной земле. И целесообразно самим жителям Бурятии предложить на конкурсной основе возможность выдвижения на высокие звания своих земляков. С другой стороны, мы видим, что время от времени на фасадах домов центральных улиц появляются все новые и новые мемориальные доски, которые вряд ли украшают облик столицы. При всем уважении к памяти этих заслуженных людей все-таки в мэрии должна быть соответствующая процедура их увековечивания, инициатива которой должна принадлежать советам ветеранов войны и труда.
Бурятия по-прежнему остается одним из немногих, а может, и единственным регионом, который не имеет своей энциклопедии. В том же соседнем Забайкальском крае много лет назад издана трехтомная энциклопедия, которая постоянно пополняется новыми томами. При всей сложности такой работы для начала не так трудно издать энциклопедию Почетных граждан Бурятии и Улан-Удэ, Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, Героев России, полных кавалеров Трудовой Славы, народных артистов СССР и РСФСР, тех, кто составляет гордость республики. И такая книга должна быть в каждой семье, школе, сельской библиотеке.
Особым многообразием отличается бурятское телевидение, где одновременно могут вещать четыре канала. При этом одна и та же передача, за неимением новостей и полезной информации, может месяцами «мозолить глаза». Им я не раз и безуспешно предлагал ввести рубрику «Наши земляки», где должны быть воспоминания об ушедших ветеранах и встречи с еще живыми героями. В давние времена наш ветеран журналистики В. Измайлов вел рубрику «Наши гости», где по телевидению выступали многие известные в стране люди, в том числе и наши выдающиеся земляки из других регионов. У нас такая работа в лучшем случае сводится к встрече чемпионов в аэропорту и их награждению в правительстве.
Люди должны помнить о прошлом республики и особенно когда мы отмечаем ее вековой юбилей. Не потому ли с такой ностальгией старшее поколение смотрит старые киножурналы «Восточная Сибирь», где на экранах показана живая история и оставшиеся в памяти знакомые лица.
Однако не все так плохо в республике с патриотическим воспитанием. И примером тому может служить далекий Курумкан. В своей книге «Уроки Родиноведения» я отметил, что этот район, в котором проживает чуть больше 10 тысяч жителей, необходимо внести в книгу рекордов как самый большой по количеству Героев Социалистического Труда на душу населения.
И я благодарен его руководству за то, что на центральной площади районного центра поставлены бюсты всем двенадцати землякам, имеющим этот знак самого высокого трудового отличия. Такие же памятники украшают и другие села соседнего Баргузинского района. И ничто не мешает главам других районов повторить это достижение. Современные дети мало читают, плохо воспринимают информацию на слух, а более всего помнят зрительные образы, мимо которых они каждый день ходят в школу.
Роберту Рождественскому принадлежит реквием, где есть слова: «Это нужно не мертвым! Это нужно живым!». Помня об этом, я вновь обращаюсь к властям с предложением провести ревизию мест погребений исторических деятелей Бурятии и восстановить их должный облик. У многих из них давно уже нет родственников или тех, кто помнил бы о них. Однако в нашей истории остались их имена, дела, а лозунг «Никто не забыт и ничто не забыто» относится не только к прошлым военным подвигам.
В сумме такой ретровзгляд на историю имеет прямое отношение и к настоящему, и тем более к будущему республики и нашего города. Поэтому еще раз вспомним слова М. Ломоносова: «Народ, не знающий свое прошлое, не имеет будущего». И этот призыв обращен и к тем, кто придет в здание нового Национального музея или театра «Байкал» или будет учиться в стенах современного кампуса с видом на Селенгу. И очень хотелось бы видеть эти помещения, заполненные новым поколением талантливой молодежи — истинными патриотами своей малой родины и народа, живущего на берегах Байкала.