МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Очнуться от зомби: как нам вернуть отечественное образование

Восстановление национальной идентичности, отечественного образования не представляет непреодолимой сложности

В предыдущих двух статьях, посвященных вопросам образования, нами изложены в основном внутренние проблемы и противоречия. Однако основная угроза зашла к нам извне. Об этом предмет настоящей статьи. Есть такая меткая формула: «Если хочешь победить врага, воспитай его детей».

Loon

Коллективный Запад выделил большие суммы денег, чтобы подорвать устои советской системы образования. Применены разные способы: замена учебников по истории; изменение списков литературных произведений; сокращение уроков русского языка; замена или упразднение некоторых предметов; а в целом осуществлено разрушение единого образовательного пространства. Подрыв нашего образования оборачивается смещением мировосприятия и мировоззрения, культуры, морали, ценностей детей и молодежи в гедонизм.

Советская школа давала всем обучающимся весь спектр образовательного минимума. На его основе каждый мог выбрать профессию и получить профессиональную квалификацию в техникуме или в институте, университете. То есть советское образование было элитарным в целом и для всех. Подтверждением служит вывод 35-го президента США Джона Кеннеди: «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой. Советское образование — лучшее в мире. Мы должны многое из него взять».

Ныне вместо элитарного образования внедрены федеральные обязательные образовательные стандарты. В них вместо знаний утверждено понятие компетенция. Открылись платные образовательные услуги. Началась приватизация образования.

Аналогичные «новации» пришли в высшую школу. Россия 19 сентября 2003 года присоединилась к Болонскому процессу на саммите министров образования европейских стран в Берлине и поступательно вошла в европейское образовательное пространство, на западные обучающие стандарты. Что это означает? А то, что Россия потеряла свой образовательный суверенитет, а отсюда свой духовный суверенитет, и, следовательно, создала угрозу национальному суверенитету. Теперь образовательные стандарты, программы, методики обучения получаем из-за рубежа.

Напомним, что образование у нас в стране рассматривалось как усвоение системы знаний плюс духовно-нравственное воспитание в совокупности с государственной идеологией.

Западные идеологи не забыли и про наше дошкольное образование, внедрив туда свои стандарты. В них оговорено, что ребенок может сам самостоятельно определить содержание своего образования. Это как? Такое даже вообразить невозможно, чтобы ребенок, которому нет и 7 лет, мог самостоятельно определить для себя содержание своего образования. Новации также зашли в семьи. Родители и дети теперь партнеры с равными правами. Дети вправе предъявлять иск родителям за нарушение их прав. В методиках обучения в детских садах отсутствуют морально-нравственные составляющие воспитания.

Совокупность изложенных «модернизаций» отечественного образования имеет свое название — «Поведенческая война», организованная коллективным Западом против России. Война штыков — это уже история. В мейнстриме война мозгов, интеллекта, морали и технологий.

В Стелленбосском университете (ЮАР) висит занимательный стенд со следующим текстом: «Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана на экзаменах учащимся. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования — это крах нации».

Очнуться от зомби, отряхнуться и взяться за свой собственный ум, трудолюбие, разбудить комплементарность и доверие в обществе — единственный источник и фактор, чтобы воспрять от летаргического состояния гедонизма на просторы созидания и развития, не доводя ситуацию до точки невозврата.

Восстановление национальной идентичности, отечественного образования не представляет непреодолимой сложности. Нужны воля и решительность, а также тщательное изучение инновационных образовательных методик великих отечественных педагогов — ученых и практиков.

В трудные моменты жизни предки и учителя нас учили обращать свой взор в свою историю и тщательно изучить ее. А она нам преподносит беспримерный подвиг Октябрьской социалистической революции 1917 года и создания государства абсолютно нового типа в окружении враждебных стран. И уже через 2 года, в декабре 1919 года молодая Советская республика приступила к стратегически важной задаче ликвидации безграмотности (см. декрет совета народных комиссаров «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 г.). Согласно декрету, всему населению страны «от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей» в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшему читать и писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию. В этот период в России всего 27% населения владело грамотой, занимая последнее место в Европе. По данным переписи населения, к концу 1920 года грамотными были уже 33% (58 млн человек). В 1930 г. в СССР введено обязательное всеобщее начальное образование. К 1936 году было обучено 40 млн неграмотных граждан. А к 1939 году численность грамотных в возрасте от 9 до 50 лет составила 87,4%. И СССР вышел на первое место в мире по чис-лу обучающихся школьников и студентов, а численность интеллигенции составила 14 млн человек. К 1940 году население страны в массе своей было образованным, грамотно умеющим обращаться с техникой и технологиями. Программа «Ликбез», согласно декрету от 1919 года, была завершена к началу 1940 г. Условно назовем ее «Ликбез-1,0».

Если повесткой «Ликбез-1,0» являлось обращение неграмотного населения в грамотных, то повесткой «Ликбез-2,0» является формула жизни XXI века: «Одна жизнь = непрерывное образование + саморазвитие = несколько профессий + новые компетенции = несколько карьер + множество развилок».

Изучение созданных институтов управления и организации выполнения реформы «Ликбез-1,0» в условиях страшного дефицита всего и вся, отсталой транспортной инфраструктуры и связи — первый шаг в реализации реформы «Ликбез-2,0».

Второй шаг — полная ревизия и отмена тех нормативных правовых актов реформирования системы образования, которые подготовлены под руководством западных консультантов в 90-е и нулевые годы.

Третий шаг — повышение статуса и восстановления престижа учителя. Для этого у государства достаточно институтов материального и морального стимулирования. За ближайший ориентир можно принять средний уровень оплаты труда государственных служащих из силового блока правительства. Почему у учителя, который обучает и подготовил судей, прокуроров, следователей и т.д., оплата труда в разы ниже, чем у бывших учеников? Нелогично и неэтично как-то. Тогда как у учителя средняя заработная плата должна быть как минимум выше на 15-20%, чем у учеников. В законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ в статье 47 сказано «…признается особый статус педагогических работников в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности… предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня…». Надо выполнять закон, принятый аж 12 лет назад, т.е. не только путем жалований, но и предоставлением учителю всех привилегий социального характера, которыми государство дарует силовиков.

Четвертый шаг — восстановление советской системы бесплатного образования по всей образовательной цепочке от дошкольного до поствузовского (аспирантура, докторантура). Отречься от рыночных инструментов. При этом для скорого преодоления дефицита учителей установить в педагогических колледжах, институтах и университетах повышенный размер стипендий, а также увеличить число студенческих мест для абитуриентов, открыть льготное кредитование для малоимущих категорий обучающихся. Установить гарантии трудоустройства для выпускников (ссузов и вузов).

Пятый шаг — укрепление научной и методологической базы российской педагогики путем создания системы стимулов для аспирантов, докторов и научных сотрудников институтов Российской академии образования.

Шестой шаг — финансирование государством образовательных учреждений перевести из остаточного принципа формирования бюджета в приоритетный сектор, как важнейший объект национальной безопасности Российской Федерации.

При профессиональном и тщательном подходе к проблеме возможно расширение перечня рекомендаций. Мы постарались изложить предложения базового общесистемного свойства с надеждой, что решение о реформе образования не заставит себя долго ждать.

Октябрь открыли два очень знаменательных праздника: День пожилого человека и День учителя. Поздравляем всех участников события с пожеланием благожелательных смыслов и ценностей в вашем жизненном пути и крепкого здоровья!

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах