МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Прошлое, настоящее, будущее: музею истории города Улан-Удэ исполняется 25 лет

За эти годы музей смог собрать более 6 тысяч удивительных экспонатов

Далеко не каждый провинциальный музей в России может похвастать отношением к одной из царственных особ. Музей истории Улан-Удэ — может: 20-21 июня 1891 года в нем останавливался наследник императорского престола России цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, возвращавшийся сухопутным путем из долгого путешествия.

Правда, тогда это был дом купца первой гильдии, золотопромышленника, общественного деятеля, почетного гражданина Верхнеудинска Ивана Флегонтовича Голдобина. Муниципальным музеем деревянное здание с антресолью стало более века спустя. А до этого его назначение менялось несколько раз — от детского сада для партработников и коммунального жилья до офисных помещений государственных и общественных учреждений.

Лестница

9 июля 1996 года постановлением правительства Бурятии дом по улице Ленина, 26, расположенный в среде исторической застройки XIX — начала XX веков, был объяв-лен памятником истории и архитектуры регионального значения. Спустя еще 5 лет в него из всех музеев города завезли экспонаты и торжественно открыли. Первая выставка прошла с реконструкцией приезда цесаревича Николая в Верхнеудинск.

И хотя официальной датой основания городского музея считается 10 декабря 1999 года, с принятием постановления администрации Улан-Удэ, помещение для него выделено лишь в марте 2001 года. Все это время «музей» ютился в городском комитете по культуре и поначалу представлял собой комнату с экспозицией, рассказывающей обо всех на тот момент городских главах, начиная с первого — Иакинфа Петровича Фролова, избранного 9 ноября 1875 года Городской думой, до крайнего — Геннадия Архиповича Айдаева.

— Музею, как учреждению культуры, всего 25 лет — младенческий возраст, при этом самому зданию — бывшему дому купца Голдобина, более 140 лет, не говоря уже о некоторых экспонатах, древность которых вызывает священный трепет, — рассказывает директор музея истории города Улан-Удэ Ирина Изыкенова. — Мы знаем, что иркутский купец I-й гильдии Голдобин приобрел усадьбу в центре Верхнеудинска в 1879 году, после усадьба была перестроена по чертежам архитектора Николая Паува, являющегося, к слову, автором Триумфальной арки, возведенной в честь цесаревича Николая. И в 1888 году был построен новый одноэтажный деревянный дом с антресолями и каменным флигелем. В 1890 году в доме провели электричество. В нем сохранилась старинная винтовая лестница из чугуна, изготовленная по заказу самого Голдобина в Германии.

По словам Ирины Тимофеевны, лестница, состоящая из 17 ступенек, снабжена механизмом, позволяющим собирать ее в случае демонтажа.

— Проверяли — механизм находится в рабочем состоянии, — комментирует директор. — В советское время лестницу отсюда убрали, а вернули в 2001 году при подготовке к открытию городского музея. Это и функциональная вещь, и крайне редкий исторический экспонат — ведь по ней поднимался и спускался цесаревич Николай.

Поднялись и мы. Лестница привела на второй этаж — антресоль, где расположены кабинеты директора, сотрудников и еще одно небольшое помещение для экспозиции. Сейчас здесь выставлены личные вещи выдающегося бурятского поэта, переводчика Гунги Чимитова. Рабочий стол, тумба, пишущая машинка, книги, очки, кружка, рукописи и прочие мелочи, создающие атмосферу творческих поисков авторов многих произведений для семейного чтения. Им переведены произведения Пушкина, Гоголя, Горького, Шолохова, Маршака, Михалкова, написано множество стихов, очерков и басен. Запомните этот момент, потому что еще немного — и экспозицию, посвященную Гунге Чимитову, сменит другая, а потом еще и еще, ведь, вопреки мнению непосвященных, музей — это не про статику. А находящийся в постоянном движении универсальный организм, показывающий прошлое так, чтобы понять настоящее и «увидеть» будущее.

— Среди наших посетителей большая часть это школьники и студенты. Поэтому наш продукт должен быть интересным, познавательным, интерактивным. Современному ребенку мало просто увидеть и услышать, ему надо еще и потрогать, для чего существуют дублетные предметы, — поясняет тонкости профессии директор музея. — Если родители приводили своего ребенка в музей, то в 80% случаев однажды он приведет своего. Вот почему так важно, чтобы опыт посещения музея оставался в памяти у детей как нечто особенное и важное в их жизни.

Ирина Изыкенова отметила, что миссия музея заключается не только в сохранении и популяризации истории, но и в создании культурно-образовательной среды, являющейся мощным стабилизирующим фактором гражданского общества.

— Это бывает очень заметно у выпускников, которые уезжают в другой регион России и там, вдали от дома, начинают остро осознавать свою привязанность к малой родине. И хорошо, если они знают историю города, республики, где родились и выросли, и могут рассказать об этом своим новым друзьям, испытывая чувство гордости. А нам есть чем гордиться.

Признак действия

«Очень все понравилось, Виталий, — супер!» или «Очень уютный музей, доброжелательные сотрудники, Виталий Андреевич — восторг» или… Впрочем, цитировать отзывы посетителей музея Улан-Удэ можно бесконечно. Самое часто встречающееся в отзывах слово, точнее — наречие «очень», означающее признак действия. Вот уже 6 лет за основное действие в музее — обзорные экскурсии — отвечает Виталий Покацкий, который про Верхнеудинск-Улан-Удэ знает все, ну или почти все.

— Экспонаты, выставляемые в выставочных залах, в полной мере раскрывают как историю развития города, так и историю людей, в нем проживавших, — говорит он. — Чем больше артефактов, тем лучше. Музей всегда нуждается в новых поступлениях, которые мы получаем разными способами — либо выкупаем у коллекционеров, либо получаем в дар от горожан. И каждый новый предмет — это плюс одна история.

По словам Виталия Покацкого, стандартная обзорная лекция длится 60 минут, неважно — для одного туриста или для группы людей. Но иногда она растягивается до полутора часов, если посетители проявляют особое любопытство. Спрашиваем, много ли приходят людей с откровенно скучающим видом?

— На самом деле, люди приходят на экскурсию заранее настроенными получить новые знания, кто заказывает, тот, как правило, слушает внимательно. А для туристов это первое знакомство с городом и, возможно, последнее, и они тоже слушают внимательно, задают вопросы, фотографируют. И удивляются многим вещам — симбиозу культур, истории города, возникшим на окраине российской империи и развившимся в крупный административный и промышленный центр, тому, что здесь был цесаревич Николай, а многие здания построены в 50-х годах прошлого века немцем Людвигом Карловичем Минертом. Интересуются посетители историей местного купечества, особенно Голдобиным, внесшим неоценимый вклад в развитие Верхнеудинска.  

Баночка «Антипаразит» и прочее

Когда республиканские музеи стали забирать из городского свои экспонаты, коллектив нового учреждения неустанно формировал свои фонды, за что спасибо горожанам, охотно жертвовавшим артефакты. Сейчас в фондохранилище музея Улан-Удэ насчитывается порядка 6,8 тысячи экспонатов, из которых в экспозициях постоянно представлены 1,5 тысячи. Причина — элементарная нехватка места, не позволяющая выставить на обоз-рение посетителей даже половину предметов. Поэтому они и меняются в зависимости от тематики той или иной экспозиции.

Но и фондохранилище тоже не резиновое. До реконструкции музея в 2022 году площадь его составляла 15 кв.м, а после волшебно выросла до 35 кв.м, и все равно не хватает. Помещение забито артефактами под завязку. Чтобы быстро найти нужный предмет, надо очень хорошо ориентироваться в стеллажах фондохранилища, что как раз лучше других умеет делать главный хранитель Татьяна Шагжина.

Вот у самого входа красуется буддийская статуя — самый первый предмет, полученный музеем после его открытия; рядом, что символично, крайнее приобретение — старинная чаерезка, коими сегодня уже и не пользуются. Если посмотреть направо вверх, то можно увидеть скульптуру веселого гармониста; снизу, на стеллаже, — ревун времен Великой Отечественной войны в рабочем состоянии; на полке за старинными самоварами и бюстом В.И.Ленина (куда же без него) — рация Морзе.

— Буддийскую скульптуру и чаерезку нам передали дарители. У этих предметов своя история… Вот, смотрите, баночка «Антипаразит» или мухоловка производства несуществующего уже Улан-Удэнского стеклозавода. Они пользовались огромной популярностью в 50-х годах, пока не появилась «химия», — рассказывает Татьяна Лубсановна.

По ее словам, фонды музея города пополнялись из года в год благодаря горожанам, откликающимся на объявления в газетах и соцсетях.

— Сейчас сложнее стало пополнять фонды, потому что раритетов становится по понятным причинам все меньше и меньше, они оседают в частных коллекциях, коллекционеры нам их за определенную плату продают.

Например, в 2023 году музей разными способами обзавелся 32 новыми экспонатами, в том числе баяном «Москва», креслом и дамским столиком XIX века, фильмоскопом «Огонек», воспоминания о котором вызывают сладко-щемящие чувства, а также кинопроектором и старинными швейными машинками.  

— Много экспонатов советского периода, с более старыми — сложнее. Но мы сами ищем, получаем информацию, сотрудничаем с коллекционерами. Простые горожане в основном отдают артефакты безвозмездно, когда переезжают или продают старые квартиры. Они приглашают к себе домой. В этом году нас пригласили в квартиру, где жил и работал писатель Гунга Чимитов, экспозиция из личных вещей которого выставлена на втором этаже, там, где мы, как правило, проводим наши мастер-классы.

Жизнь кипит

В 2023 году музей города Улан-Удэ посетило более 20,5 тысячи человек, в том числе на платной основе — около 12 тысяч, для которых проведено почти 1,5 тысячи экскурсий. Из этих данных следует, что в музее всегда кто-то есть. Остается лишь удивляться, как небольшой коллектив справляется с муниципальным заданием, представляющим собой организацию 25 стационарных, 35 — выездных выставок, а также большое количество лекций и мастер-классов для представителей разных возрастов. Да еще принимать участие в общегородских массовых мероприятиях, посвященных праздничным датам в жизни Улан-Удэ, Бурятии, России.

— Каждый раз убеждаюсь: музей — это люди, которые в нем работают. И все, кто здесь работает, любит свой музей, — отмечает директор Ирина Изыкенова. — Тут останавливаться нельзя — надо быть в постоянном движении, поисках, творческом процессе…

В постоянном движении и специалист по экспозиционно-выставочной деятельности музея города Улан-Удэ Ксения Коршунова, пришедшая сюда три года назад после окончания ВСГИК. Помимо прочего Ксения отвечает за организацию выставок работ городских художников как прошлого, так и настоя-щего. Сейчас здесь выставлены фотоработы Юрия Извекова.

— Фотограф работает с самой фотографией, максимально используя фильтры. В обработке Извекова получаются произведения искусства. Вроде бы хорошо знакомые виды, дома, предметы, улочки, люди. Пройдешь мимо и не заметишь. А в обработке Юрия Олеговича они смотрятся иначе, притягивая взгляд.

У Ксении Коршуновой есть план выставочной работы, расписанный на год вперед, в нем события привязаны к знаменательным датам, но есть и вечные темы, призванные познакомить горожан и гостей столицы с творчеством наших современников.

— Ни один из залов долго не застаивается. Разворачиваются новые экспозиции. Жизнь кипит, люди, которые через определенное время приходят в музей, так и говорят: все новое, будто первый раз, — поделился специалист.

На вопрос о том, что особенного музей готовит к 25-летию, сообщила, что план, посвященный этому юбилею, тоже имеется. Одно из мероприятий в деталях расскажет и покажет то, что произошло в жизни музея за четверть века.   

— Тем, что мы готовим, удивится даже искушенная публика и это будет новой вехой в истории нашего музея, — уверяет Ксения Коршунова.

Придем обязательно!

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах