Депутаты в первую очередь думают о планах на будущее, а подведением итогов в комитете занимаются не в календарном конце года.
— Обычно в конце года больше думаем о том, что будет в следующем году, чем о подведении итогов. Подведением итогов мы занимаемся в феврале, когда уже спланирован бюджет, определены мероприятия, которые будут проводиться в нашей сфере — городского и коммунального хозяйства, транспорта и связи. Конечно, время от времени мы сверяемся, что у нас получается, что лучше, что хуже.
— В нашей сфере много вопросов, волнующих большинство жителей города, — комитет работает очень интенсивно. А ведь депутаты работают в горсовете без отрыва от своей основной работы, поэтому нагрузка бывает великовата. Но никто из коллег не жалуется, спасибо.
В сферу законотворчества входит регулирование тарифов на проезд. Пока их регулируют власти города и депутаты, но каждый раз они делают очень сложный выбор, отмечает Бурдиков.
— Законотворческая работа меньше освещается, но это и есть основная задача депутата. Это обсуждение всех изменений, всех нормативов, которые принимаются в городе. Мы каждую инициативу должны оценить с точки зрения жителей своего округа и в целом всего города. Стараться максимально вникнуть и со всех сторон обсудить. Во многих случаях нам приходится выбирать из двух нежелательных решений. Вот самый последний пример: самая горячая тема — это стоимость проезда в общественном транспорте. Городские власти пока оставляют за собой право регулировать тарифы, не отдавая их на откуп перевозчикам. Вот на межмуниципальных маршрутах действуют нерегулируемые тарифы — их устанавливают сами перевозчики, исходя из роста затрат и рыночной ситуации. Поэтому сейчас, к примеру, до аэропорта доехать 30 рублей, а в Сотниково — 47 рублей, хотя расстояние одинаковое. Но тут есть и оборотная сторона — как только у частного перевозчика снижается прибыль, для него встает выбор — дальше работать или просто уйти. И никто ничего ему не скажет. А городских автобусов не хватит, чтобы всех обеспечить. Вот и получается, мы должны взвесить что для нас важнее — сохранить низкие тарифы или не потерять перевозчиков. Установление тарифа — это всегда сложный выбор, но пока мы оставляем его за городскими властями.
О транспорте
Сергей Бурдиков соглашается с тем, что с наступлением холодов на маршрутах становится меньше частных перевозчиков, причины могут быть разные, говорит он: «Потому что не было денег на подготовку к зиме, это же надо шины, масло менять и обслуживать своевременно. У нас отток такой сезонный постоянно случается». И если бы не своевременно принятое решение о закупке муниципального парка автобусов и его дальнейшая реализация, то сейчас бы Улан-Удэ испытывал жесточайший транспортный коллапс.
— У нас 5 лет назад частных маршруток было примерно 1300, тех, кто работал на маршруте. Не все выходили в один день, но было примерно. А городских автобусов на линию выходило 22-25. То есть городские автобусы никак не влияли на ситуацию. И если бы тогда не было принято решение о необходимости закупать муниципальный парк, тогда мэр в это включился, глава республики в это поверил и сам это защищал, дошел до президента, президент дал поддержку. Сейчас 211 автобусов муниципальных, и если бы этого не было, то сейчас на весь город было бы примерно 350 частных автобусов, которые бы обслуживали город. Потому что огромный спрос на водителей возник, очень много ушли в другие сферы, где-то на вахтах, перегонах работают. И сейчас город фактически был бы уже парализован. Даже нынешнего числа автобусов не хватает на то, чтобы обслуживать город. Но, по крайней мере, за счет муниципального парка больших автобусов есть магистральные перевозки.
В планах городских властей в ближайшее время запустить муниципальную транспортную реформу, рассказал Бурдиков.
— Вообще стратегия была такая: муниципальный парк — это большие и средние автобусы, которые осуществляют движение по основным магистральным направлениям; частные перевозчики — осуществляют подвоз из небольших микрорайонов, отдаленных в том числе, там, где поток можно возить малым классом автобусов. То есть они должны были доезжать до трамвайного кольца и магистральных линий и быстро возвращаться. Таким образом, за счет того, что 200 автобусов муниципальных и 400 автобусов частных мы могли бы перевозить тот же объем пассажиров, что было до этого, это порядка 77 млн поездок в год. К сожалению, начиная с периода пандемии отток частного транспорта начал происходить слишком быстро. И городские власти вынуждены были в дополнение к большим и средним автобусам начать закупать малый класс. Для того, чтобы обеспечить вывоз с определенных направлений. Это немного сдвинуло сроки муниципальной транспортной реформы. Уже два года, как должны были приступить к изменениям, то есть наполнить магистральные маршруты и начать корректировать маршруты с «отдаленки». И сейчас мы настаиваем, чтобы комитет по транспорту оперативно приступил к реализации, потому что все научное обоснование есть. Есть полностью подготовленный план, как действовать, какие маршруты должны корректироваться, где, сколько должно быть автобусов, как вводить единое расписание и многое другое. Без этого не добиться экономической эффективности и качественного, надежного обслуживания.
В целом властями ведется большая работа, чтобы было меньше проблем с движением на улицах города, отмечает депутат.
— Тоже незаметно прошло, но за последние пять лет были полностью реконструированы все трамвайные остановки. Везде появились посадочные платформы, они были удлинены, если бы они не были такими длинными, мы бы не смогли закупить трамваи «Богатырь». А трамваи «Богатырь» критически важны для отдельных участков, потому что сейчас в час пик уже даже в «Богатырь» люди с трудом входят. Объем перевозок пассажиров на трамвае значительно вырос. У нас стоит такая задача: сейчас общественный транспорт движется со скоростью 17 км в час, и в планах за пять лет довести до 22 км в час. Если на общественном транспорте будет быстрее передвигаться, чем на личном — мы сможем сократить количество пробок.
О вопросах округа
С этого года началась масштабная перестройка центральной части города, в связи с этим возникает много разных вопросов, которые решаются сообща. И пока это проходит практически бесконфликтно.
— У меня весь год был посвящен различным сложным ситуациям у людей, которые проживают в зоне, где начинается комплексное развитие территорий. К примеру, исторически сложилось, что работала управляющая компания, и ей нужно было принять дворника, она давала дворнику помещение под лестницей, ставила ему дверь, и он там жил 30 лет, условно говоря. То есть это его жилье, а ордера у него нет. Но все понимали и знали, что он тут живет и это реально когда-то получено на законных основаниях. Много таких вопросов с помощью управления комплексного развития отрегулировали, были и судебные разбирательства. Спасибо застройщикам, максимально старались выслушать людей и помочь в разных ситуациях. Бывает так, что один дом жилой, в нем пять собственников, и это разные семьи. То есть пять собственников, 30 прописанных, надо как-то всех стараться обеспечить жильем. Не очень-то все просто, но старались помогать. И администрация района, которая курирует эти вопросы, тоже очень сильно помогла. Пока почти бесконфликтно это все прошло.
Со следующего года депутаты будут требовать завершения ремонта магистралей в срок до 1 сентября.
— Это все незаметно происходит, но за последние пять лет были обновлены все основные тепломагистрали. Люди, наверное, помнят, что лет пять-шесть назад зимой в домах было очень холодно. Во многих микрорайонах не могли поднять давление до нормы, потому что трубы были в таком состоянии, что просто могли развалиться. А сейчас все магистрали новые и из-за этого возникла возможность поднять параметры по давлению, по температуре, и это очень сильно сказалось на качестве теплоснабжения. Но, правда, в этом году ТГК-14 немножко нас подвела, поздно закончили ремонт, поздно стартовал отопительный сезон. На следующий год, я думаю, мы урок из этого извлечем, и все работы, которые касаются теплотрасс, будут заканчиваться до 1 сентября. Чтобы, как только наступают первые холодные недели, можно было запускать отопление и прогревать дома.
О планах: связь и колодцы
Еще одна сфера, которая находится в ведении комитета под председательством Сергея Владимировича, — связь. И здесь есть много вопросов, которыми планируют заняться депутаты.
— Много обращений от жителей из-за работы провайдеров в домах. Провайдер заходит в жилой дом и, никого не спрашивая, сверлит стены, делает дыры в перекрытиях. У меня реально была такая история, провайдер с чердака пробил мне потолок в квартире. Очень много неквалифицированных работ, много висит проводов, даже подключаются к общедомовому электричеству. И нам точно нужно здесь в ближайшие годы наводить порядок. Ну и вряд ли кому нравится, когда у нас в подъездах все заклеено рекламой провайдеров.
Есть множество других задач, которые депутаты ставят перед исполнительной властью.
— Мы коллегам своим из исполнительной власти уже рассказали, что хотим изменить за пять лет. Одна из задач — это чтобы в ближайшие пять лет привести в порядок люковое хозяйство — то, что находится в пределах проезжей части. Потому что у нас есть люки, которые торчат на несколько сантиметров, и если грейдер проедет зимой — то и грейдер повредится, и дорога придет в негодность. Есть такие, которые, наоборот, в ямке; есть такие, которые застелены железными листами — грохот на всю улицу; есть такие, у которых ребра торчат, в него утоплена крышка — это очень опасно для автомобилей. Список проблемных мест, наверное, будет из нескольких сотен точек. Дальше все распределится по направлениям, где-то колодцы связи, где-то колодцы водоканала, теплоснабжения и т.д., соответственно, кто будет отвечать за реконструкцию. И у нас много таких задач — ливневая канализация, дополнительное освещение пешеходных переходов, защита жителей от необоснованных начислений за «коммуналку» и еще порядка 50 направлений. Будем работать.