МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Россию и Монголию объединяют не только общие границы, но и одна великая история

Как известно, Советский Союз в свое время помог Монголии в войне с империалистической Японией в 1939 году, а позже — наоборот, Монголия активно помогала СССР в войне с фашистской Германией, за что Иосиф Сталин выражал благодарность братской республике.

Фото: Василий Тараруев

На средства МНР и ее жителей были построены танковая бригада «Революционная Монголия» и эскадрилья «Монгольский арат». Кроме того, каждый пятый конь на фронте Великой Отечественной войны был монгольским — их было предоставлено около полумиллиона. И это только малая часть вклада Монголии в Победу. Я считаю это подвигом монгольского народа, особенно если вспомнить, что МНР в те годы была довольно маленькой страной с населением около 840 тысяч человек.

Фото из личного архива.

Так получилось, что мои родственники стали частью построения этой большой дружбы между нашими странами. Мой дядя Петхоб Мухаров и двоюродный старший брат Павел Мухаров принимали участие, в том числе, в войне Монголии с Японией 1939 года.

Хочу коротко рассказать о них. Дядя Петхоб родился в 1895 году в улусе Харазаргай в Эхирит-Булагатском районе Иркутской области. В тогда еще царское время школ в деревнях не было, поэтому он был безграмотным, но физически крепким, работоспособным крестьянином и хорошо говорил как на русском, так и на бурятском языках.

В 1938 году его призвали служить в Советскую армию в МНР, где он пробыл до 1943 года. Надо сказать, что для дяди Петхоба это был не первый призыв в армию, но об этом ниже. Его назначили старшим пастухом монгольских коней и лошадей. Он рассказывал, что когда впервые увидел табуны этих прекрасных и могучих животных, сначала не мог поверить в то их огромное количество, которое теперь стало его ответственностью. Но в его подчинении были другие пастухи, поэтому справляться было легче.

Монгольские кони чуть ниже ростом, рассказывал он, чем русские и кавказские, но зато крепче и выносливее, хорошо переносят как сильную жару, так и сильные морозы, а также их легче пасти. Монгольские кони становятся преданы своим хозяевам, как собаки.

Дяде Петхобу за время службы в МНР не пришлось воевать ни с японцами, ни с немцами, однако его задача была не менее ответственной, ведь, как известно, кони не только участвовали в сражениях, но и также «кормили» своим мясом военнослужащих.

Дядя Петхоб при этом смог отличиться и проявить героизм. Однажды в северных горах Монголии, где паслись кони, произошло ЧП. Задул очень сильный ветер, а потом и вовсе началось землетрясение. Чтобы спасти животных и пастухов, командование привлекло к поискам дядю Петхоба, как знающего местность человека. Он помог спасателям разыскать раненых и погибших. Если бы не он, то жертв было бы гораздо больше. За это его наградили почетными медалями. «В природе сладко и гладко бывает не всегда», — подытоживал он свой рассказ об этом случае.

Демобилизовавшись в 1943 году, он вернулся домой. Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжил работать пастухом, потому что в колхозе остались одни женщины и дети. Когда объявили окончательную победу СССР над Германией, на его глазах были слезы радости — как в известной песне.

После войны дядя Петхоб вспоминал, как маршалы Жуков Г.К. и Рокоссовский К.К. с удовольствием катались верхом на монгольских лошадях. Говорил, что полководцы общались с ними, пастухами, дружелюбно, спрашивали имена, интересовались возрастом, желали успехов в службе. Дядя Петхоб говорил о них с большим уважением и отмечал, что они были настоящими патриотами. Еще он часто вспоминал о своих погибших товарищах.

Дядя Петхоб умер в 1963 году в возрасте 68 лет и был похоронен на своей земле — в Харазаргае. Вечная память патриоту своей Родины!

Также хочу рассказать и о моем старшем двоюродном брате Павле Мухарове.

За свою жизнь ему довелось поучаствовать аж в трех войнах: на Халхин-Голе, в советско-финской войне 1939 года и, конечно, в Великой Отечественной. Павел родился в 1917 году, его отец Батай был известным шаманом в Иркутской области. По этой причине ему отказали в приеме в первый класс школы, так как в то время в СССР как раз проводилась широкая антирелигиозная пропаганда. Павел был вынужден изменить свое отчество — стал Павлом Степановичем. Это позволило ему таки поступить в торгово-кооперативную школу в Кяхте. После школы он сдал вступительный экзамен в институт ветеринарии в Улан-Удэ, который сегодня называется Бурятской сельхозакадемией. Однако учиться Павлу не пришлось — он отправился вместе с другими комсомольцами-добровольцами защищать МНР от агрессии Японии.

Сразу по окончании этой войны началась другая — советско-финская. Павел оказался через полконтинента от родных земель и также с честью защитил свою страну. Благо война с финнами была недолгой и закончилась нашей победой. Командование отметило его незаурядные способности, поэтому после ее окончания Павла как перспективного и уже опытного бойца направили на курсы для подготовки офицеров. В 1941 году в звании младшего лейтенанта Павел стал участником Великой Отечественной войны. Он побывал во многих боевых действиях, в том числе участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Кавказа, Венгрии, Польши, Чехословакии, был четырежды ранен, перенес множество контузий. Его служба закончилась только в 1946 году в звании капитана, а его китель заблестел орденами и медалями.

Еще до Великой Отечественной он женился на русской девушке Анне в Кяхте, у них родилась дочь Энгальсина. К сожалению, Анна умерла во время войны. После ее окончания Павел вернулся домой и обзавелся новой семьей, пошел работать в МВД, где дослужился до полковника. В его семье появились трое детей: дочери Эльвира и Люда и сын Борис. Борис позже станет известен как почетный железнодорожник СССР, строитель БАМа, один из высших руководителей ВСЖД.

Павел умер в возрасте 87 лет и похоронен в поселке Бозой, где жил и работал после войны.

Что касается моего отца, Петра Бадлуевича Мухарова 1898 года рождения, то, как уже отмечалось, он был призван в первую мировую войну в 1914 году вместе со своими братьями. В 1937 году, работая бригадиром в колхозе имени Карла Маркса, был арестован органами НКВД и расстрелян как «враг народа». Реабилитирован посмертно. Его имя высечено на мемориальной доске в Улан-Удэ и в Иркутске среди других безвинно убиенных сограждан.

Нельзя также не вспомнить о массовом призыве в войска в период первой мировой войны в 1914 году. Три брата Мухаровых — Батай 1892 г.р., Петхоб 1895 г.р. и Петр 1898 г.р. — были призваны в царскую армию одновременно и независимо от возраста. Служили они под Архангельском до 1916 года. Хотя они и не принимали участие в боевых действиях, они добросовестно работали в тылу: рыли окопы, рубили лес, укрепляли оборону. В общем трудились много. Но кормили их плохо, поэтому домой братья вернулись исхудавшими. Несмотря на это, они были довольны тем, что узнали Россию, ее обычаи, традиции и культуру, лучше освоили русский язык. И были горды, что внесли свою лепту в победу.

А мне, в свою очередь, тоже удалось установить кое-какой контакт с братской Монголией.

Как известно, монгольский город Дархан построен при поддержке СССР. Помимо прочих им занимались и строители из АУС-16 (Ангарское управление строительства №16), которое в то время обладало значительными ресурсами, при нем работали военные, гражданские и заключенные. Тогда я как раз работал в СМУ-3 АУС-16.

Однажды нам, молодым строителям, сообщили, что нас на какое-то время командируют в Монголию для строительства города Дархана и других объектов. Перед отправкой руководившие нами генералы говорили, что монголы, мол, плохие строители, поэтому мы должны показать им, как надо работать. Но, поработав вместе с монгольскими братьями, могу сказать, что это все ерунда. Монголы — хорошие специалисты, мы с ними работали дружно и слаженно.

Среди строителей были и буряты. Они рассказывали, что живут вдоль побережья реки Селенги, рассказывали о своих обычаях и традициях. Как-то раз они пригласили меня на свою вечеринку. Там меня расспрашивали о том, откуда я родом. И когда я ответил, что я из племени эхирит-булагатов, они внезапно очень обрадовались и заявили, что я их родственник, так как их предки — выходцы из этого племени.

Еще с теплотой вспоминаю, как на той вечеринке впервые услышал старую песню: «Арбадхан сэргэндэ, дундыхан сэргэндэ, алаг хан боронин минии морин…». Монголы рассказывали, что эта песня о древних монголах-кочевниках, которые путешествовали со скотом на своих конях по бескрайним степям, и так как в некоторых степях не было ни одного дерева, к которому можно было бы привязать коней, монголы были вынуждены ставить специальные столбы — сэргэ, к каждому из которых можно было привязать не более 10 коней.

В каком-то году, когда на торжественное мероприятие в Улан-Удэ в честь Дня Победы приезжала монгольская делегация, я присутствовал в числе других ветеранов. Среди приглашенных делегатов из Монголии были и артисты. И одна из них, девушка-певица, сидела рядом с нами и распевала разные песни, в том числе и ту, о которой я упомянул. Услышав ее, я обрадовался и начал хлопать в ладоши. Девушка посмотрела на меня, улыбнулась и помахала мне рукой. Сидящие рядом со мной ветераны смеялись и по-доброму шутили, что неужели эта милая певица влюбилась в старика…

Дружба между Россией и Монголией крепнет давно и стала уже, я думаю, нерушимой. Монголия для нашей страны — такая же братская страна, как Беларусь. Недавно президент России В.В.Путин поблагодарил народ Монголии за поддержку, оказанную в ходе Великой Отечественной войны. Я считаю, что это правильно — не забывать добро и не забывать дружбу.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах