По мнению эксперта, в этой сфере все обстоит не очень благополучно. По сути, стратегией развития Сибири и Дальнего Востока России никто не занимается, какие-то проекты принимаются ситуативно, как реакция на возникшие проблемы или целеуказания «сверху».
— Проблема заключается в том, что на уровне Москвы, федеральных министерств до СВО вообще не было никакого понимания, зачем развивать Дальний Восток, зачем разрабатывать там месторождения и строить железные дороги. На государственном уровне нет четких прозрачных стратегических целей. Нацпроекты не охватывают всю полноту экономики и социальной жизни, они «точечные»: там подлатать, тут. «Тришкин кафтан получается», но нужно системное решение, тотальное, как делается в Китае, — говорит Алдар Бадмаев.
Рассмотрим основные проблемы, связанные со стратегическим планированием развития Сибири и Дальнего Востока.
Отсутствие планирования
— Для начала, нет каких-то единых утвержденных стратегий развития ДФО и СФО. Есть разрозненные документы, наподобие концепций развития, как правило, отраслевые или на уровне отдельных субъектов в округах и те, зачастую, носят лишь декларативный характер. По сути, представляя собой набор благих пожеланий, необязательных к исполнению. Та же «Стратегия 2030», о которой много говорили при Наговицыне, в Бурятии ни на что не влияла, — отметил Алдар Бадмаев.
Но план должен носить характер закона с уголовной ответственностью за невыполнение, как это было в советское время. Только тогда он будет выполняться. Также разрозненность планов и проектов, в том числе инициированных в рамках «поворота на Восток», порождает ситуацию, что они эклектичны и не связаны между собой.
— То говорят про атомную энергетику, то еще про что-то, и так далее. На Дальнем Востоке провели расширение транспортных магистралей — выяснилось, что порты не готовы. Начали делать программу модернизации портов — и выясняется, что у нас с Южной Кореей и Японией санкции, а в Китай можно везти по суше. Зачем тащить груз до Приморского края и перегружать в порту, если можно через Забайкалье напрямую поездом отправить? — приводит пример эксперт.
Эта проблема не обошла стороной и Бурятию: из-за несогласованности позиций минпрома и минэнерго республика долго не могла «пробить» проекты модернизации ТЭЦ-2 и строительства Мокской ГЭС, так как по данным минэнерго в Бурятии переизбыток мощностей.
При СССР существовал Госплан, стоявший над отраслевыми министерствами. Он вырабатывал стратегические направления, они спускались в региональные отделения Госплана, которые связывались со всеми местными предприятиями, запрашивая необходимую информацию, и те были обязаны ее предоставить. Эти цифры верстались и отправлялись наверх, на их основе строились долгосрочные планы.
Но сейчас единой структуры, координирующей развитие экономики, нет. Минэкономики, в которое реорганизовали Госплан, превратилось в совещательный орган, дублирующий функции правительства, и, опять же, не занимается стратегическим планированием и не имеет полномочий требовать у предприятий данные. Для Дальнего Востока сейчас создано минвостокразвития РФ, но оно занимается скорее текущими вопросами. Есть корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, но эта структура во многом дублирует работу правительств субъектов, по сути, являясь «карманным» аппаратом полпреда Юрия Трутнева, и опять же, на мой взгляд, не занимается стратегическим планированием.
Перспективы развития
Между тем и политика сближения со странами Востока (та же Северная Корея оказывает России военную помощь), и вооруженный конфликт с Украиной, показавший досягаемость городов и предприятий европейской части России, вновь поставили вопрос о развитии промышленности и инфраструктуры в азиатской части страны. Хотя бы чтоб не пришлось спешно эвакуировать заводы за Урал, как в Великую Отечественную. Особенно актуальны инфраструктурные проекты, которыми всерьез не занимались со времен Брежнева.
— БАМ и Транссиб соединяет всего одна перемычка — в Сковородино на Тынду. В случае какого-нибудь теракта, попытка которого уже была в Северомуйском тоннеле, все составы на одной из магистралей окажутся в «пробке». Кроме того, и Транссиб, и БАМ идут вдоль границы с Китаем, и уязвимы в случае конфликта с ним. В Бурятии давно разработан проект железнодорожной ветки, которая соединила бы эти линии, вертикально проходя через республику, это заодно дало бы перспективу разработки северных месторождений, — говорит Алдар Бадмаев.
Есть другие инфраструктурные проекты, вроде модернизации Улан-Баторской железной дороги, что позволило бы реализовать проект транспортного коридора между Улан-Удэ и китайским городом Уланчаб. Соглашение между тремя странами было подписано уже много лет назад, в Китае начали строительство логистических узлов, однако в России за все время не было сделано ничего. Но еще не поздно вернуться к нему.
Важным является развитие в регионе промышленности, в первую очередь, наукоемких производств. Экономист вспоминает, что в советское время в Улан-Удэ строился завод по производству электронных чипов, развалины которого и сейчас можно видеть в 110-м квартале. Воплотись этот проект вместе с проектом моторостроительного завода у Спиртзаводской трассы и если бы сберегли радиозавод в Гусиноозерске — Бурятия могла бы стать центром высокосложного машиностроения.
Развитие в СФО и ДФО промышленности — и перерабатывающей, и высокотехнологичной — потребует дополнительных энергетических мощностей, и здесь есть перспектива развивать в регионах атомную энергетику, благо на современных АЭС очень надежные системы безопасности, и вероятность нового Чернобыля крайне ничтожна. Кроме того, на самом деле атомные станции намного меньше воздействуют на экосистему. Есть ряд других проектов развития промышленности и инфраструктуры, о которых можно писать отдельные статьи. Но нужна стратегия развития Дальнего Востока. Советские практики, когда ставились цели на десятилетия вперед, и под них реализовывались грандиозные инфраструктурные проекты вроде БАМа, утрачены, но, по мнению экономиста, сейчас самое время вспомнить этот опыт.
Что делать?
— К сожалению, в России сейчас стратегическое планирование находится на очень низком уровне. С точки зрения экономиста-профессионала его просто нет. Советский Госплан ставил стратегические цели, в разработке которых участвовали научные институты, академии, но сейчас даже таких специалистов почти не осталось, — сетует Алдар Бадмаев.
Он отмечает, любая экономика — всегда плановая, вопрос различается только в глубине планирования, охвате хозяйствующих субъектов и т.д. Нельзя сказать, что рыночная экономика — неплановая, потому что в каждой компании существует свой бизнес-план, также существуют национальные проекты и программы, так или иначе увязывающие различные цели предприятий.
— Советское планирование носило тотальный характер, охватывая все хозяйствующие субъекты. Но проще применять принцип «золотого сечения», когда ведется работа только с несколькими ключевыми предприятиями отрасли. Так действуют в Китае и Южной Корее, таким образом мы в свое время составляли план развития Тункинского района. Проблемой советского Госплана была крайняя трудоемкость обработки данных. Но в наши дни информационные технологии позволят выполнять эту работу намного быстрее и лучше, — считает эксперт.
По его мнению, в России нужно возродить Госплан — создать структуру, которая ставила бы стратегические цели развития, основываясь на объективных научно обоснованных критериях, а не чьих-то благих пожеланиях или меркантильных интересах. Чтобы вернуть изрядно утраченный экономический и технологический суверенитет страны, чтобы обеспечить долговременное комплексное развитие регионов страны, в том числе ее дальневосточных территорий, к которым сейчас относится и Бурятия.
— Что мы хотим от Дальнего Востока? Распилить очередные триллионы на строительстве железных дорог? Отдать олигархам два-три крупных месторождения мирового значения? Или создать зону наибольшего благоприятствования и приоритетного развития, куда охотно бы ехали люди со всей страны и из-за рубежа? Необходимо комплексное решение, формулировать цели, и под них подтягивать ресурсные базы и остальное, каждое отраслевое министерство получит свои комплексные задачи, — заключил Алдар Бадмаев.