Девушка с белыми волосами
Арюне Нимаевой 33 года. Она музыкант, певица, педагог, многодетная мама. Артистка стремительно набирает популярность. Ее узнают не только по манере выступления, но и по яркому, необычному образу.
— Я рада, что моя задумка принесла такой эффект. Люблю андеграунд, слушала рок, хип-хоп в подростковом возрасте. Люблю на сайтах разных с «визуалом» сидеть. Как-то увидела образ готической девушки — ведьмы с белыми волосами. Потом что-то похожее увидела в одном известном фильме, и мне понравилось. Люблю покупать интересные вещи на маркетплейсах. И мне в рекомендации вышли парики с белыми волосами. Я решила заказать, планировала только на одно выступление надеть — на конкурс эстрадной песни «Белый месяц» в 2018 году. Хотела поэкспериментировать. Страх был, что не воспримут. У нас зритель все же консервативный, а я очень мнительный человек. Но после выступления меня начали везде приглашать и спрашивать при этом: «Вы же будете в белом парике? С белым морин хууром?». Так и закрепился этот образ за мной. Я рада, что меня стали узнавать.
В арсенале у артистки четыре парика, за которыми она ухаживает как за настоящими волосами. В глаза бросаются не только волосы, но и сценическая одежда. В ее образах можно разглядеть и национальный колорит, и гламурный шик, и шаманские мотивы, и космическую тематику.
— Что в голову придет, то и делаю. Например, в клипе «Хатарая» на мне шорты, все такое космическое, вставочки, крылья. Я где-то увидела, и мне захотелось попробовать. А так у меня больше этника, древность, шаманизм, иногда что-то как у викингов. Моя насмотренность внутри копится, а потом, как нейросеть, соединяет все вместе, так же и в моей голове происходит. По-разному получается. У меня 6 костюмов, которые я часто надеваю на выступления.
Получив признание от публики и коллег по цеху, Арюна решила, что пора придумать и яркий псевдоним. Выбор пал на Арюн-Гоа, под которым она выступает уже больше года. Новое сценическое имя, как и предполагала артистка, повысило ее узнаваемость.
— Идет отсылка на историческую личность Алан-Гоа — прародительницу рода Чингисхана. Слово «гоа» переводится как «прекрасная». Раньше так обращались с уважением к княжнам, принцессам. Это придавало статус. Фамилия и имя звучат типично, я решила добавить к имени «Гоа». Когда выступаю в разных регионах России, имя Арюн-Гоа сразу выделяется. Звучит креативно, стильно и гармонично с той музыкой, тем направлением, которое я представляю.
Арюн-Гоа выступает в стиле фольктроники — этнической электронной музыки. Она умело совмещает традиционные напевы, а именно народные бурятские песни, которые часто берет за основу, с современным звучанием. При этом певица добавляет горловое пение и звучание национальных инструментов. Артистка играет на морин хууре, лимбе, хомусе.
Любовь с первого звука
Своим решением поступать в БРУКИ, чтобы научиться играть на морин хууре, 13-летняя Арюна ввергла все свое окружение в шок. Как говорится, ничто не предвещало. Обычный улан-удэнский подросток любила слушать рок и планировала изучать английский язык.
— Я благодаря сестре в музыку пошла. Она поступила в БРУКИ, хотела петь, но ее перевели на лимбу. Сестра дома репетировала, я слушала. Мне было 13 лет, когда мы пришли на концерт в колледж, там на морин хууре играли. Мне очень понравилось. Этот момент никогда не забуду. Что это было? Катарсис? Я тогда решила, что буду учиться играть на морин хууре.
В БРУКИ Арюна познала и азы горлового пения благодаря своему педагогу, которого она называет своим отцом в творчестве.
— У нас был квартет моринхууристов в колледже, и мой преподаватель Галсан Иннокентьевич Ошоров пел. Он говорил: «Арюна, пой, подпевай!» Я была очень скромная, отказывалась сначала. Он сыграл большую роль в том, что я пою и играю. Мы с ним держим связь. Я ему говорю: «Музыка — это мой мир, а в музыкальном мире Вы — мой отец».
Певица окончила колледж в 2010 году и приступила к педагогической деятельности. Сначала обучала детей в Школе искусств имени Лхасарана Линховоина, а спустя два года уехала жить в Еравнинский район.
— Я вышла замуж и уехала в Еравну. Там родила первого ребенка, сразу второго. Вышла на работу в Сосново-Озерскую ДШИ. Я набрала большой класс учащихся, создали ансамбль моринхууристов. Мы занимались и горловым пением, ездили на конкурсы и занимали призовые места.
Изначально жизнь в «краю голубых озер» для городской девушки показалась непростой. Но она втянулась в размеренный деревенский быт, там же начала заниматься сольным творчеством.
— Все, что в жизни происходит, должно произойти. Я же в городе выросла, не знала даже, как печку топить. В деревне люди другие. Они больше связаны с природой, все умеют делать. Я стала более опытной, многому научилась. Часто бывала в городе: повысила квалификацию и обучилась на преподавателя по классу лимба в Колледже искусств имени Петра Ильича Чайковского, а также училась в БГУ. Я копила деньги и сняла 2 клипа.
В репертуаре Арюн-Гоа на сегодня 10 композиций, отснято 3 клипа. Она постоянно думает над своим образом и совершенствует мастерство. Часто певицу из Бурятии приглашают на разные фестивали и мероприятия в России и за рубежом.
— Я сейчас официально нигде не работаю. Когда мы с семьей переехали в Улан-Удэ, я устроилась в Центр дополнительного образования «Эдельвейс». У меня в месяц бывают 2—3 поездки, которые длятся неделю. Я раз отпросилась, два. Из-за частых поездок приняла решение уйти. Это же дети, с ними заниматься надо. Я довольна тем, как живу сейчас, хорошо зарабатываю, получаю гонорары за выступления, мне оплачивают перелеты, проживание.
Гастролирует Арюна Нимаева не только сольно. У нее есть этно-рок-группа «Нукер», где она выступает вместе со своей старшей сестрой и является солисткой.
— Моя сестра, Слава, Андрей, Саня — мои ребята работают в Заиграевском районе. Как-то отдел культуры в рамках фестиваля ТОСов попросил их что-нибудь придумать и выступить. Потом я переехала в Улан-Удэ и предложила создать группу. Мы стали собираться. Я взяла лидерство, задала направление. Этно-рок бывает разный, у нас тяжелый рок. У нас есть программа на полтора часа. Мы уже ездили как хедлайнеры на «Тавриду» в Республику Крым, на фестиваль «Мир Сибири». Это большие, серьезные фестивали. В сентябре пригласили в Питер на «Стороны света».
И загадочную Арюн-Гоа с белыми волосами, и «Нукер» знают во многих городах, а среди ценителей этнической музыки у певицы множество поклонников по всему миру. Только в Бурятии знают меньше, сетует артистка. Поэтому в планах у нее отправиться в тур по районам. Хотя после участия во Всероссийском вокальном конкурсе «Звезда» Арюну Нимаеву теперь точно знает вся республика.
Поддержка всей Бурятии и финал «Звезды»
Арюн-Гоа практически не участвовала в музыкальных и вокальных состязаниях. В 2016 году в рамках «Алтарганы» она победила в конкурсе улигершинов. А уже в 2019 году заявила о себе на конкурсе эстрадной песни «Белый месяц», где и дебютировала в своем необычном образе. В этом году она решилась на участие в телевизионном проекте — Международном вокальном конкурсе «Звезда» на федеральном телеканале. Именно в этом вокальном состязании часто принимают участие артисты из Бурятии. В прошлые годы в финал выходили Саян Дашинимаев, Бадма-Ханда Аюшеева и Жаргал Бадмаев.
— Это практически единственный телевизионный конкурс, где можно на своем языке выступить. В других известных проектах нужно знать песни на английском, иметь определенный репертуар. Мне мои друзья из разных регионов сказали: «Давай участвуй!». Моя подруга и певица Эржена Санжиева, она из Бурятии и живет в Москве, принимала там участие и набрала 100 баллов, но не смогла по голосованию выйти в финал. Она меня убедила.
По правилам конкурса в одном выпуске выступают 12 артистов. Жюри ставит баллы и затем выбирает одного стобалльника для участия в финале. А вторым финалистом может стать тот, за кого больше всего проголосуют зрители.
— Жюри выбрало группу «Снимки». Остальные 11 человек, вне зависимости от количества баллов, и я в том числе, стали участниками народного голосования, которое длилось сутки. Так я прошла в финал. У нас еще будут съемки в мае-июне.
Бурятия славится тем, что активно поддерживает земляков на различных голосованиях. Арюн-Гоа делится, что была поражена итогом.
— Когда увидела 64%, прослезилась. Я благодарна каждому, кто проголосовал! Чувствовала эту силу, силу рода, народа, как команда огромная, невидимая за спиной стояла. Люди не просто голосовали, а горели этим. Я разговаривала с одной женщиной из Закаменского района, она рассказывала, что ночью в чатах писали: «Голосуем, 2 часа осталось!» Это и про патриотизм, и про любовь, для меня такое отношение дорогого стоит.
Арюн-Гоа признается, что пошла на конкурс для того, чтобы «засветиться», показать себя и представить свой этнос. Она не скрывает, что находится в поисках продюсера и готова масштабировать свое творчество. На фоне того, что этническая музыка набирает популярность, судя по невероятному успеху башкирской группы AyYola и их хита Homay, бурятская певица тоже готова покорять музыкальный олимп.
— Английский язык поднадоел всем, хочется слушать что-то интересное. Человеческий мозг находится в постоянном развитии и требует нового. В случае с группой AyYola красиво звучит башкирский язык, симпатичная девушка поет, биты интересные. На традиционные инструменты наложен эффект электронный. Они не звучат, как в жизни, немножко искаженно. Это все дает интересный звук, который люди еще не слышали. Я знакома с артистом этой группы — отцом солистки. Он раньше играл в составе другой этно-рок-группы, мы встречались на фестивале в Горно-Алтайске. Видимо, ушел в этот проект. Получилось классно! Я очень рада, что этническая музыка вышла на новый уровень, за пределы фестивалей и конкурсов.
У Арюны Нимаевой большие планы и надежды как на сольный проект, так и на группу «Нукер». Сейчас артистка готовится к финалу конкурса «Звезда», где планирует выступить с новой композицией. Она считает, что ее главный хит пока не написан, поэтому она не останавливается и уверенно идет к своей цели.
— У артистов очень большая ответственность — мы работаем с душами людей. Важно осмысленно заниматься своим делом. Я за естественность и простоту, обычный человек, люблю творить, петь, сочинять, придумывать образы.