На заседании Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия были озвучены результаты проверки использования межбюджетных трансфертов, выделенных на содержание муниципального транспорта Улан-Удэ в 2022–2024 годах. Контрольное мероприятие проводилось совместно с Контрольно-счетной палатой города.
Как отметила аудитор Татьяна Цыдыпова, за три года парк МУП «Городские маршруты» значительно обновился: если в 2021 году предприятие располагало 49 автобусами, то к концу 2024 года их число достигло 213. Благодаря этому пассажиропоток вырос почти втрое — с 4 до 11,8 млн человек в год, а количество маршрутов увеличилось с 32 до 50.
Финансирование перевозок осуществлялось по схеме софинансирования: 87% средств выделял республиканский бюджет, 13% — муниципальный. Всего за три года Улан-Удэ получил 636,6 млн рублей, однако в 2022 году 16,8 млн рублей остались неосвоенными и были возвращены.
Проверка выявила ряд серьезных нарушений. Так, местные нормативные акты противоречили методике распределения средств, утвержденной правительством Бурятии. В 2024 году при расчете трансферта не учли полный объем муниципальных субсидий, а в соглашении с республикой отсутствовало условие о софинансировании. Кроме того, часть средств была перечислена до утверждения правил их распределения, что нарушает Бюджетный кодекс.
Отмечены проблемы и в работе самого предприятия. Вопреки требованиям закона, на линии выходили автобусы, не внесенные в реестр лицензий, а их двигатели переоборудовали с риском потери гарантии. Комитет по транспорту не сформировал резервный парк, а в «Городских маршрутах» не хватает 125 водителей — на каждый автобус приходится всего 1,3 сотрудника.
Особую тревогу вызывает техническое состояние транспорта: за три года на новых автобусах устранили 1439 поломок, причем их частота растет. Это сказывается на качестве перевозок и доходах предприятия.
По итогам проверки Счетная палата направит предписания Минтрансу Бурятии, администрации Улан-Удэ и МУП «Городские маршруты». Материалы также поступят главе республики, Народному Хуралу и контролирующим ведомствам.