В рамках региональной недели депутат Госдумы от Бурятии Вячеслав Мархаев провёл личный приём граждан в Улан-Удэ, а также встретился с коллективами во время рабочей поездки в Селенгинский район. Жители поднимали наболевшие вопросы.
На встречах граждане, как отметил Мархаев в своем телеграм-канале, уже не спрашивают о нехватке врачей и учителей. «Видимо, сложилось понимание, что это системные вопросы – результат 30-летней политики государства, и разовыми мерами их не решить», — пояснил депутат. Вместо этого люди интересуются, восстановят ли коммунисты советскую систему здравоохранения, если придут к власти, или сохранят страховую медицину. «Говорят, что врачи за её упразднение — обеими руками», — добавил Мархаев.
Также жители спрашивали, как власти противодействуют вымиранию сельских территорий, и сравнивали ситуацию в Бурятии с другими регионами, например, с Татарстаном. «Почему такая существенная разница в масштабах страны?» — задавались вопросом граждане.
Особенно остро прозвучало обращение пациентки диализного центра в Улан-Удэ. Она рассказала, что после процедуры, которую проходит три раза в неделю, чувствует себя настолько плохо, что добраться домой может только на такси. Республика выделяет таким больным компенсацию на транспорт: с 2020 года — 2 тыс. рублей в месяц, а после индексации в 2025 году — 2677 рублей. Однако, как выяснилось, в Забайкальском крае аналогичная выплата составляет 17 880 рублей, а в Иркутской области — около 20 000 рублей.
В Бурятии делают ставку на открытие диализных отделений в районах, например, в Заиграевском районе, где обслуживаются 11 человек. Однако многие пациенты, имея возможность сравнить качество процедур, предпочитают ездить в Улан-Удэ, отмечает депутат Госдумы.
Он напомнил, что 24 июня пациенты с почечной недостаточностью выходили на пикеты с требованием увеличить транспортные выплаты. «Но никто, говорят, не обратил на них никакого внимания, даже депутаты Народного Хурала РБ, которые в тот момент шли мимо диализных больных на очередное парламентское заседание», — подчеркнул депутат.
Мать ребёнка с аутизмом младше трёх лет на приёме просила помочь с доступностью дефектологов, психологов и логопедов. Сотрудники администрации Селенгинского района, присутствовавшие на встрече, предоставили женщине информацию, но признали, что без федеральной программы по подготовке таких специалистов и повышению их зарплат муниципалитеты в депрессивных регионах решить проблему не смогут.
Ещё одна жительница, мать четырёх детей, чей супруг находится на СВО, рассказала, что их ипотечное жильё оказалось в опасной зоне из-за провалов грунта после ликвидации шахты «Гусиноозерская». Комиссия отказалась включить семью в список на получение нового жилья, хотя до ипотеки у женщины была квартира, где сейчас живёт её старший сын. «Она недоумевает, почему из-за этого факта они всем семейством теперь должны переселяться к нему без компенсации средств, выплаченных на ипотеку», — передал Мархаев.
Отдельный случай — инвалид II группы из Гусиноозёрска, которая с 2008 года живёт в комнате площадью 1,8 кв. м. и готовит еду в коридоре. «Всю жизнь работала, никого ни о чём не просила, мечтает о жилье с балконом, чтобы свежим воздухом хоть дышать», — поделилась женщина. Сопровождавшая её на приём жительница призналась, что была шокирована условиями, в которых та живёт. При этом в администрации о проблеме не знали, хотя женщина утверждает, что обращалась к прежнему главе муниципалитета.
Участник СВО после ранения хотел заняться фермерством, но столкнулся с тем, что найти 20 га свободной земли в районе невозможно. «После развала колхозов и совхозов эти земли большей частью чьи-то паи, и пустить их в оборот не представляется возможным», — пояснили в администрации.
Также Мархаев поднял тему безопасности: жительница Улан-Удэ долгое время жаловалась на противоправные действия соседей, но переписка с полицией и прокуратурой не дала результата. А в селе Гусиное Озеро люди страдают от безнадзорных собак и подростков на мотоциклах, которые ездят без глушителей «и управы на них никакой нет. Тех, кто возмущаются, преследуют, бьют окна. Полицейских в населённом пункте нет. Справедливость жители ищут у местного авторитета. Так называемая оптимизация расходов на обеспечение жизнедеятельности территорий довела их жителей до предела», — констатировал депутат.
Сын многодетной матери 1947 года рождения просил помочь с награждением её орденом «Мать-Героиня» (у женщины 10 детей), но наградной отдел вернул документы без положительного решения. Также на приёме были родственники пропавших в зоне СВО военнослужащих и мать раненого бойца, которая просила содействия в организации лечения.
«Все вопросы взяты на контроль, будем их решать», — пообещал Мархаев.