МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Споры о том, чего еще нет, или итоги общественного обсуждения проекта освоения ошурковского апатитового месторождения в Бурятии

Еще не утихли депутатские споры по теме рубок в центральной экологической зоне оз. Байкал, как общественность Бурятии озаботилась проблемой освоения Ошурковского месторождения.

Фото: скрин с видео.

Как известно, в соответствии с экологическим законодательством любой проект, имеющий отношение к освоению природных ресурсов, должен проходить стадию общественных слушаний. На этой неделе такое мероприятие состоялось в самом большом помещении с. Сотниково.

Инициатор проекта и владелец лицензии на это месторождение, ООО «Апатит Агро» вместе с компанией-партнером - Русской медной компанией, одного из крупнейших в России производителей меди, рассказал и показал многочисленным присутствующим технические особенности строительства объектов будущего комбината, которые с использованием новых технологий минимизируют его отрицательные экологические последствия. О том, что такие технологии существуют в реальности, убедительно пояснила глава Нанайского района в Хабаровском крае, где эта кампания разрабатывает значительно более крупное месторождение.

В зале вспоминали и историю освоения Ошурковского месторождения. И автор, как один из немногих участников тех событий, должен напомнить, что руководство Бурятии и Улан-Удэ вместе с учеными побывало на родственных объектах в Хибинах и выступило против повторения создания такого объекта вблизи столицы Бурятии. Хотя к тому времени Министерство удобрений СССР на площадке Тапхар уже построило опытный завод с шаровыми мельницами, рабочий поселок и даже колонию спецконтингента. Через реку Селенга началось строительство железнодорожного моста для перевозки руды из Ошурково к месту нового Забайкальского апатитового завода.

Основными факторами наших возражений в те годы послужила возможность проведения взрывных работ и создание пылевого облака вблизи Сотниково и Ошурково и их опасность во время нереста омуля по Селенге. Крайне низкое содержание апатита в руде создавало вероятность большого объема вскрышных пород, которые планировалось складировать вдоль русла Селенги для борьбы с наводнениями. Выбор площадки Тапхар был связан с расположением здесь двух бессточных котловин, куда можно было сливать «хвосты» переработки руды. Однако песчаные грунты, даже выстланные пленкой, не выдерживали такой нагрузки. В это время рухнула плановая экономика, а новое «гайдаровское» правительство сказало, что все что надо мы купим за границей...

С тех пор прошло много времени и рыночная экономика, события на СВО показали нам, что в мире у нас не так много друзей и лучше всего надеяться на свой хлеб и на свое оружие. Однако и сегодня есть немало людей, которые полагают, что государство, как в старые добрые времена, всех обеспечит пенсиями, материнским капиталом и другими благами из федерального бюджета. А дотационная Бурятия, где запрещают рубить лес для строительства дорог и мостов, расширять кладбища и дальше будет любоваться окружающей природой.

Появилось много депутатов всех уровней и других природоохранных защитников, которые под «зелеными» флагами демонстрируют знания интернета, способности «трибуна» двигать народ на подвиги. В какие-то моменты и здесь, в зале, казалось, что они тоже готовы на кулаках убеждать собравшихся в своей правоте.

Не зная сути вопроса или подменяя факты, они утверждают, что их дома будут на краю карьера, и пыль накроет их жилища. Демагогия всегда есть и будет лозунгом меньшинства. И к сожалению, их голос всегда громче людей, знающих проблему. Между тем, в зале оказалось немало тех, кто уже был на предприятиях Русской медной компании и видел людей в белых халатах в цехах, зеленую траву у карьеров, физкультурно-спортивные комплексы и бассейны, построенные компанией для своих рабочих и жителей ближних городов.

Опыт РМК и уровень технологий на его предприятиях позволяет утверждать, что фрезерная технология добычи руды исключает буровзрывные работы и включает полное пылеподавление. Обогатительная фабрика работает на оборотном водоснабжении, а сам карьер в последствии должен быть рекультивирован. При этом, горный контур удален от прилегающих поселков.

Всех присутствующих в зале можно было условно разделить на отдельных людей, кто заранее был настроен враждебно к гостям, обвиняя их во лжи, обмане, сокрытии информации и в том числе преднамеренно, искажая содержание проекта, доступного всем желающим. Основная же часть пришла за информацией, с тем чтобы сделать свои выводы. Выступили и специалисты, профессионально занимающиеся этой проблемой. Однако меньшинство, как правило, имеет больший шум и глухо к голосу разума.

Поэтому иногда казалось, что обсуждение напоминает разговор «глухого со слепым». Запомнились следующие предложения из зала:

«Вы постройте сначала нам школы и детские сады, а мы вам разрешим копать карьер».

«Сколько надо собрать подписей, чтобы закрыть проект» …

«Идет война, а вы хотите заработать на нас миллионы» …

«Я тридцать лет жила в Магадане и видела, как синильной кислотой вокруг убивают все живое» …

Вполне понятно, что такие оппоненты есть и будут всегда. Одни пытаются заработать политический капитал, другие надеются просто заработать. Их не убеждают создание 600 новых рабочих мест с средними зарплатами в 100 тыс. руб., строительство современного жилья со всей инфраструктурой.

Следует отметить, что темой слушаний было только проведение небольшого объема геологоразведочных работ в целях подтверждения запасов и содержания апатита в рудах, выполненных более полувека назад. Эти работы должны стать основой будущего проекта, расширить или сократить объемы переработки руды. Более того, есть перспективы обнаружения в месторождении стратегического сырья и в том числе редкоземельных элементов, так нужных нашей оборонной промышленности.

Между тем, наша республика всегда отличалась гостеприимством и радушием, ее коренные жители никогда не допустят оскорблений в адрес тех, кто пришел к нам с пожеланиями сделать ее лучше. Мне и большинству в зале было обидно и стыдно, что такие «крикуны» могут представлять народ Бурятии.

Однако всегда есть надежда на лучшее. Поэтому мы предложили провести республиканскую школьную олимпиаду по краеведению и его победителей направить на Урал для знакомства с предприятиями Русской медной компании, а затем и рекомендовать на целевые места к поступлению в лучшие вузы страны по специальностям, нужным будущему комбинату.

Следует отметить, что это уже вторая встреча с общественностью и далеко не последняя, которая последовательно освещает все этапы освоения месторождения. И если планируемые геологоразведочные работы подтвердят экономичность переработки руд, то появится возможность разработки проекта ГОК и учета всех замечаний процесса обсуждения.

В этой связи, автор, как один из немногих участников борьбы с Байкальским ЦКК, переноса нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» с берегов Байкала, создания Тункинского национального парка и других экологических мероприятий должен отметить, что экология — это наука о доме, ведении домашнего хозяйства, а не о запретах на хозяйственную деятельность. В этом доме должен быть богатый хозяин, который может приглашать гостей. Все беды в России от того, что у человека отнимали землю, право пахать, строить дом.

Может быть все-таки лучше бережно осваивать свои богатства и заготавливать дрова, добывать руду и даже ловить рыбу. Для этого есть новые технологии и академическая наука, которую власть не очень и слушает. Умные люди всегда задают правительству ненужные вопросы.

Между тем, Корея, Сингапур, Малайзия и другие наши соседи, не имея никаких ресурсов и  «маковку» земли, превращаются в современных «азиатских тигров». Следует отметить, что из ошурковской земли планируют добывать не медь или золото, без которых прожить можно, а удобрения для обеспечения продовольственной безопасности страны.

В этой связи надо напомнить, что в результате сокращения сельского населения и ее концентрации вокруг столицы, Бурятия перестала обеспечивать себя не только хлебом, но и мясом. Не поэтому ли в рабочее время в зале было так много людей трудоспособного возраста?..

Добавлю, может кому-то удобно сидеть «на шее большой страны» и еще публично кричать, что Челябинск, производящий для нас металл и машины, в рейтинге самых грязных городов России. Мне, как представителю академической науки, приходится часто на всех уровнях власти объяснять и предлагать самые разные пути социально-экономического развития Азиатской России. И наглядным примером тому является Китай, в который мы еще совсем недавно возили шинели и алюминиевые ложки.

По дороге в Поднебесную мы пересекаем заброшенный богом Забайкальск, а рядом через границу суперсовременная Маньчжурия. То же самое можно сказать о провинциальном Благовещенске, а через Амур мы видим полуторамилионный Хэйхэ.

Как итог малополезной дискуссии следует сказать, перефразируя отдельных оппонентов: что мы оставим своим потомкам? Или полуразрушенные дома и брошенные огороды, или как в городе Карабаш - бассейны и современные спортивные дворцы, жилье с фонтанами? Один из экологических законов утверждает: «За все надо платить». Надо только эту плату сделать минимальной и новые владельцы лицензии утверждают, что это возможно. Выбор за Вами.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах