Особенно актуален вопрос привлечения к военно-патриотическому воспитанию ветеранов СВО. В Бурятии поля сражений Донбасса прошли многие люди. Один из них — военный медик Сайнсак Дугаров. Он принимал участие в СВО с первых ее дней в составе танкового соединения, дислоцирующегося в республике.
Сейчас он работает в региональном филиале центра развития военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания «ВОИН», занимаясь подготовкой будущих защитников Родины. Сайнсак Баирович рассказал о службе в рядах Вооруженных сил и участии в боевых действиях, а также о работе инструктором после того как уволился из рядов армии.
Начало службы
Сайнсак Дугаров родился в селе Узон Дульдургинского района Забайкальского края. Когда ему было пять лет родители переехали в Кижингинский район. Там он окончил Кижингинскую СОШ им. Х.Намсараева, а затем поступил в республиканский медицинский колледж на фельдшера скорой помощи.
— Военным мечтал стать еще с детства, участвуя во всевозможных «Зарницах». Тогда они были другими, упор больше делался на шагистику и строевую, — говорит Сайнсак Дугаров.
Срочную службу проходил во флоте: сначала на Тихоокеанском, во Владивостоке. Потом — на Черноморском в Севастополе, на противолодочном корабле. От тех времен осталось воспоминание, как с борта корабля прыгал в море купаться. После демобилизации несколько лет работал на станции скорой помощи в Улан-Удэ, затем вернулся на военную службу, подписав контракт.
Первым опытом боевых действий стало участие в 2019 году в спецоперации на территории Сирийской арабской республики. Эта страна запомнилась в основном жарким климатом — плюс пятьдесят в тени.
— Я там был полгода, мы сопровождали колонны, возившие помощь нуждающимся от центра примирения враждующих сторон, или перевозившими провизию и боеприпасы между базой и населенными пунктами. Сирийцы относились к нам очень дружелюбно, привозили много фруктов, особенно апельсины, прямо ящиками и мешками. Утро начинал не с кофе, а со свежевыжатого апельсинового сока, — рассказывает Сайнсак.
Конечно, приходилось выполнять боевые задачи. Сайнсак обучал сирийских солдат навыкам военно-медицинской подготовки, когда они готовились в очередной раз штурмовать господствующую высоту, которую не могли захватить больше месяца. Она представляла собой гору, изрытую линиями окопов и траншей. По ней работали российские ВКС и артиллерия, но из-за особенностей грунта, похожего структурой на асбест, взрывы бомб и снарядов оказывались не очень эффективными. Перед штурмом сирийских солдат обучали также тактике и огневой подготовке.
В Сирии в каких-то боестолкновениях участвовать не пришлось, хотя пребывание там все же дало какой-то опыт. Самым сложным испытанием стали боевые действия на Донбассе, где навыки военного медика потребовались по-настоящему всерьез.
В зоне СВО
В спецоперации на Украине Сайнсак Дугаров участвовал с первых ее дней, служа в рядах танкового соединения из Бурятии. Эта группа войск заходила через Беларусь, и в какой-то момент стояла под самым Киевом.
— Известие, что готовится спецоперация, мы получили, когда стояли на границе Беларуси и Украины. Поначалу никто не верил, что это реально возможно, ведь как же так — братский народ, и все такое. А потом вспомнили мирных русскоговорящих жителей Донбасса, которых на протяжении восьми лет бомбили украинцы, после этого, конечно, поднялся боевой дух, чтобы войти и остановить все это, — рассказывает Сайнсак.
Первый бой был возле одной из деревень в направлении Киева, где ВСУ попытались обойти колонну с фланга, пришлось перегруппироваться. Тогда появились первые раненые. Потом были еще населенные пункты, которые прошли с боем. Сайнсак рассказывает, как ехал на броне БМП-2, сверху колонну прикрывали вертолеты Ка-52. Дроны на начальном этапе боевых действий применялись не так широко, как в последующие годы, и в первую очередь для разведки. Самым страшным эпизодом было, когда проезжали сквозь центр одного городка, где ждала засада.
— Я был фельдшером мотострелковой роты в мотострелковом батальоне, пришлось много раз применить свои навыки. Конечно, в первом бою было страшно. Когда я впервые увидел раненых сослуживцев — вначале был ступор, потом прошло. Всего же у меня на счету около шестидесяти семи спасенных раненых товарищей, — рассказывает военный медик.
Характер ранений был самый обширный: огнестрельные, минно-взрывные, осколочные, а также акубаротравмы и всевозможные контузии. Здесь помог опыт гражданской работы на скорой, когда приходилось оказывать помощь пострадавшим в ДТП, на пожарах и в криминальных происшествиях. Приходилось заниматься и обычными хроническими болезнями, которые часто обострялись у людей в суровых условиях, и прочими проблемами здоровья военнослужащих.
— Также я оказал медпомощь порядка десяти местным жителям, получавшим осколочные ранения, когда бандеровцы стреляли по своему же населению. Если люди возраста от сорока лет, заставшие Советский Союз, могли относиться доброжелательно, иногда встречая прямо с цветами, то молодежь, воспитанная при бандеровском режиме, относилась к нам крайне враждебно, — вспоминает ветеран.
А 17 марта 2022 года Сайнсак получил ранение сам, когда бежал помогать раненым после очередного артиллерийского обстрела. Но от эвакуации он тогда отказался, поскольку в подразделении из медиков оставались только он и еще два лейтенанта и санинструктор.
Вообще какие-то подробности боевых действий ветеран вспоминает очень неохотно — впечатления остались не самые приятные. Сайнсак вспоминал, как оказывал медпомощь беженцам, как один раз мимо проезжала машина «Красного Креста», чтобы помочь гражданским, как спустя месяц с начала СВО сумел дозвониться домой с телефона командира, чтобы успокоить семью. В целом участие в боевых действиях на Украине стало очень серьезным экзаменом профессиональных и личных качеств, заставило на многое взглянуть иначе.
— Нахождение в зоне СВО, наверное, самое ключевое определяющее событие моей жизни. Начинаешь переосмыслять все ценности жизни — что есть хорошо и что плохо, — делится Сайнсак.
Готовить юных патриотов
— Когда после ранения я вернулся в Улан-Удэ — у меня как раз заканчивался контракт, — думал пойти в ОМОН или СОБР, где служат мои братья. Но когда я уже устраивался в ОМОН, мне сообщили, что открывается новый центр военно-патриотической подготовки и предложили стать инструктором. Так я стал работать в филиале центра «ВОИН» в Бурятии, — говорит Сайнсак Дугаров.
Сейчас он занимает должность руководителя направления по тактической медицине и преподает навыки оказания первой помощи при ранениях и травмах. Но время от времени обучает курсантов и по другим дисциплинам, таким как управление БПЛА, огневая подготовка. Заниматься в основном приходится со школьниками и студентами, время от времени — тренировать военных, сотрудников силовых ведомств. Инструктор отмечает, что пока идет СВО важно готовить военных, потому что школьники и студенты, получившие военную подготовку, еще не скоро встанут в строй, а бойцы требуются уже сейчас. Тем не менее главным направлением работы является молодежь. Сайнсак Дугаров проводит выездные занятия в школах и колледжах Улан-Удэ, обучает курсантов летних смен «Время юных героев» в детских лагерях, участвует в организации военно-спортивных игр «Зарница 2.0» разного уровня. Работу центра «ВОИН» и других военно-патриотических организаций с подростками он считает очень важной, особенно учитывая вал враждебной пропаганды.
— Нынешнее поколение слишком «подсело» на телефоны, они в нем находятся постоянно. Идет воздействие на детей через мессенджеры, через всевозможных блогеров-иноагентов. Они сидят там, читают и думают, что русофобия и прочие плохие вещи — норма, и примыкают к разным деструктивным движениям, — отмечает Сайнсак Дугаров.
По мнению инструктора, на самом деле начальная военная подготовка в Бурятии охватывает небольшую долю молодого поколения, нужно значительно больше. Вообще, по мнению Сайнсака Дугарова, патриотическим воспитанием нужно заниматься уже с детского сада, показывая малышам мультфильмы про жизнь и подвиги героев Великой Отечественной, СВО, других вооруженных конфликтов. А также издавать для детей специальные книжки и буклеты. А в школах соответствующую работу начинать вести уже с первого класса. Каждый человек — это личность, поэтому надо вовремя задать ему правильный вектор развития.
— Подобно тому, как сажают саженцы деревьев, чтобы в будущем получить сад, мы стараемся заложить ребятам правильные ориентиры, как базис, на который они сами будут надстраивать что-то благое. Самое главное — направить в правильное русло: не иметь вредных привычек, учиться и заниматься спортом, развивать себя, быть патриотом своей страны, — считает ветеран.