МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

«Я сторонник экологической диктатуры»: ведущий эколог России высказался о правилах игры при разработке Ошурковского месторождения

Планы по разработке Ошурковского апатитового месторождения в Иволгинском районе Бурятии продолжают активно обсуждать в обществе. В свете многочисленных вопросов, споров и даже домыслов «МК в Бурятии» обратился за компетентным мнением к председателю Российского экологического общества, руководителю общественно-экспертного совета при нацпроекте «Экологическое благополучие» Рашиду Исмаилову.

Фото: Российское экологическое общество

Рашид Исмаилов - один из ведущих экспертов в экологической сфере. Обладает большим опытом юридической и экспертной работы в области природопользования и охраны окружающей среды. С 2005 года работал экспертом в Совете Федерации. В 2010 году возглавил Центр зеленых стандартов при Минприроды России. Руководил рабочей группой по экологии Экспертного совета при Правительстве РФ. В 2018 основал Российское экологическое общество.

Рашид Исмаилов профессионально погружен в вопросы экологического права и природоохранной деятельности, что делает его мнение особенно значимым в контексте обсуждения перспектив разработки месторождения в Иволгинском районе.

– Рашид Айдынович, Бурятия считается сельскохозяйственным регионом, промышленность здесь не так развита. Извлекаемые полезные ископаемые как правило расположены в отдаленных районах. Ошурковское месторождение находится всего в 17 км от города, рядом протекает главная артерия Байкала – река Селенга. Именно эти опасения относительно возможного негативного воздействия проекта на водоносную систему Байкальской природной территории сейчас активно используют противники разработки. Как вы считаете, насколько они оправданы? И в целом, насколько безопасна добыча полезных ископаемых в непосредственной близости от населенных пунктов и водных объектов, особенно если речь идет об объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО – Байкале?

– Необходимо понимать, что в Бурятии и на всей Байкальской природной территории сохраняется особо чувствительное отношение к экологическим вопросам. Это право людей, закрепленное в Конституции – право на благоприятную окружающую среду, и возникающая тревожность абсолютно нормальна. Беспокойство за то, что происходит рядом с домом, с уникальными природными объектами, особенно вблизи Байкала, – естественная реакция. Мы видим, насколько дискуссионными сегодня являются вопросы развития Байкальской природной территории в парламенте, в обществе, СМИ и в соцсетях. Еще раз подчеркну: люди не могут и не должны оставаться равнодушными. Экологическая проблематика волнует всех, и такое включение – это форма выражения гражданской позиции.

Другое дело, что экологическую повестку зачастую используют недобросовестные бизнесмены, политики, различные силы, в том числе иноагенты, пытающиеся влиять на внутриполитическую ситуацию. Они берут любой информационный повод, даже не имеющий четких оснований и фактов, и с помощью определенных технологий, например, через анонимные телеграм-каналы, вбрасывают непроверенную информацию, не неся за это ответственности. Именно такими методами сегодня часто раскачивают экологическую повестку, создавая протестный фон и активизируя местное население. Вот почему важно доверять только достоверным источникам информации.

А достоверно то, что сегодня любой инвестиционный проект, будь то строительство промышленного объекта или комплекса по переработке отходов и прочее, реализуется в соответствии с очень жесткими экологическими требованиями. Современное законодательство в этой сфере крайне строгое. Многие проекты не проходят государственную экологическую экспертизу в Росприроднадзоре именно потому, что не соответствуют высоким стандартам и технологическим требованиям, установленным государством.

- Однако люди часто не доверяют ни инвесторам, ни властям, что отчасти происходит сейчас вокруг Ошурковского месторождения. Что может стать гарантией безопасности того или иного проекта?

- Чтобы убедиться в безопасности проекта, существует государственная экспертиза. Крайне важную роль играет общественный контроль: вовлеченность населения, институтов гражданского общества, общественных палат и советов создает дополнительный инструмент контроля. Вы видите, что люди стали активнее в защите своих прав, лучше разбираются в технологиях и нюансах. А это - дополнительная гарантия того, что ни один проект не будет реализован без учета всех экологических рисков.

Современные объекты – это уже не наследие советской эпохи, с последствиями которого мы сегодня сталкиваемся в рамках «генеральной уборки» по национальному проекту «Экология». Сегодня – совершенно иное понимание проектов, решений, материалов и технологий. Все они соответствуют очень высокому уровню экологической безопасности.

– Бурятия обладает значительными запасами природных ресурсов. Однако в отличие от промышленно развитых регионов, например Урала, у наших граждан зачастую отсутствует понимание того, что представляет собой добывающая отрасль. Вероятно, это пугает, поскольку все неизведанное вызывает опасения. Кроме того, испокон веков вся наша жизнь строится вокруг главной ценности – озера Байкал. Поэтому любые попытки развития производств в непосредственной близости от Байкала вызывают обоснованные опасения – как бы не навредить озеру. На ваш взгляд, как можно изменить эту ситуацию и мышление? Ведь фактически в Бурятии есть что добывать, что может стать основой для развития экономики.

– Все участники инвестиционных процессов – и инвесторы, и власти, организующие реализацию таких крупных проектов, – должны понимать, что в первую очередь необходимо думать об экологии и безопасности людей, проживающих на территории реализации проекта. Сегодня это не просто строчка в Конституции, а реальный запрос общества.

Мы все прекрасно осознаем экономическую необходимость инвестиционных проектов для Дальнего Востока, Сибири и самой Республики Бурятия. Они создают точки роста экономики, обеспечивают рабочие места и существенные налоговые поступления, что крайне важно для любого региона. Если же говорить в масштабах страны, то сегодня мы ориентированы на раскрытие потенциала недропользования. Разведка и добыча полезных ископаемых – стратегическая задача, обеспечивающая безопасность России и развитие промышленности, включая оборонный комплекс. Однако при всем понимании экономической важности этих проектов, экология остается безусловным приоритетом. Необходимо, чтобы все участники – инвесторы, власти, чиновники, губернаторы – действовали в соответствии с этим принципом.

Отдельная проблема – многочисленные эко-фейки. Вы, журналисты, знаете, как это делается, как информационное пространство используется для продвижения недобросовестных интересов, в том числе политических. Такому положению дел, конечно же, необходимо противодействовать. Что конкретно должны сделать власти и инвесторы? В первую очередь – обеспечить максимальную экологическую открытость. Информировать население нужно с самых первых этапов – как только появилась идея или подписано соглашение. Людям необходимо разъяснять, что планируется, какие решения будут приниматься. Пока проект не пройдет государственную экологическую экспертизу, никакие работы не будут разрешены, но важно заранее компенсировать тревожность населения через открытый диалог.

– Некоторые эксперты считают, что недропользователи обязаны развивать территории своего присутствия. Что вы думаете по этому поводу? И что может принести жителям Иволгинского района, да и всей республике новый инвестпроект Ошурковского месторождения? Пока известно, что его основные параметры – 60 млрд рублей инвестиций, 53 млрд налоговых отчислений, 600 рабочих мест с приоритетом для местного населения. На что можно было бы направить эти средства?

– Это цивилизованный подход, который сегодня даже не обсуждается. Если ты инвестор, если приходишь в регион – будь добр обеспечить его экологическое благополучие. Всё, что находится рядом с объектом компании, должно развиваться. Я сторонник жесткого подхода, можно сказать, своеобразной "экологической диктатуры". И считаю, что инвесторы обязаны дополнительно вкладывать средства в развитие территорий, где расположены их объекты. Это современный стандарт, иначе проект вообще нельзя реализовывать. Должна быть экологическая совесть – и у инвестора, и у чиновника. Все должны понимать, что это теперь норма.

Считаю, что значительные средства от этого проекта – налоговые поступления, рабочие места, дополнительные инвестиции – должны направляться на развитие территории. Это социальная сфера, коммунальная инфраструктура, очистные сооружения – всё, что необходимо для качества жизни людей, плюс экологическое благополучие. Любой потенциальный вред должен компенсироваться усилиями компании.

– Существуют ли в современном горнорудном деле действительно безопасные для окружающей среды технологии? Можете привести примеры?

– Безусловно, современные технологии уже предполагают безопасное недропользование. Но мы всегда должны в этом убедиться – население, гражданское общество, власти, контролёры. Задача инвесторов и властей – доказать, что это безопасно. Наша организация будет внимательно следить за развитием этой темы в республике.

– Людей беспокоит, что недропользователь может прийти, всё разворотить и уйти, оставив после себя бардак. Насколько строги сейчас экологические требования?

– Раньше, в советское время, так и было. Никто не думал об экологии – были политические и экономические задачи. Сейчас научены горьким опытом, и всё стало иначе. Современные требования и технологии позволяют работать максимально безопасно. Тем не менее местные жители и общество должны понимать, какие технологии применяются, как минимизируется ущерб. Тревожность людей объяснима, особенно рядом с Байкалом. Лучший для этого ответ – контроль, контроль и ещё раз контроль. Если проект будет реализовываться, необходим жёсткий мониторинг. Российское экологическое общество готово подключиться к этой работе.

– Несмотря на открытость недропользователя «Апатит Агро», который, к слову, сам инициировал проведение первых публичных слушаний, хотя не был обязан этого делать, и в принципе готовность компании к диалогу, местные жители тем не менее очень осторожно относятся к любым заявлениям и объяснениям. И это при том, что инвестором выступает крупнейший игрок, один из лидеров горнорудной отрасли России – «Русская медная компания». Как можно преодолеть это недоверие?

– Повторюсь: только через открытость. Компания пошла правильным путём, организовав встречи с жителями – это проактивный и добровольный шаг. Однако он требует абсолютной прозрачности. Думаю, что недостоверная информация и экофейки распространяются именно из-за дефицита информации о проекте. Пока проекта ещё нет, а есть только намерение, нужно как можно больше рассказывать и показывать. Да, это создаёт определённую уязвимость: раскрываясь, промышленники становятся мишенью для неконструктивных вопросов и информационных атак. Но именно в этом проявляется лидерство бренда – настоящий лидер отрасли должен уметь обеспечивать прозрачность своих действий. Если проект будет реализован, открытость должна быть стопроцентной. Мы будем за этим следить.

– Жители опасаются, что разработка месторождения и строительство горно-обогатительного комбината снизят качество их жизни. Никто не хочет жить рядом с рудником – с шумом, спецтехникой, пылью. Уже распространяется тезис, что их дома обесценятся, а жить придётся рядом с «лунным пейзажем». Какое решение вы видите?

– Спорный вопрос, я не специалист в недвижимости, но практика показывает обратное: когда территория развивается, стоимость жилья обычно растёт. Приток инвестиций и рабочих мест делает её привлекательной для специалистов из других регионов. Ответственный инвестор, развивая промышленную инфраструктуру, параллельно вкладывается и в социальную сферу. Таким образом, территория не деградирует, а развивается. Крупные проекты несут с собой развитие – важно смотреть и с этой стороны.

– В геополитическом масштабе насколько важна для России добыча апатитовой руды и её переработка в минеральные удобрения?

– В промышленных масштабах у нас существует дефицит апатитовой руды, поэтому это направление стратегически важно для государства. Оно обеспечивает продовольственную безопасность и обороноспособность страны. Однако, решая задачи стратегического развития, мы не должны забывать об экологии. Экологическое благополучие – наш конституционный приоритет, и это право должно неукоснительно соблюдаться.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах