Появление вакантной должности в школе №63 связано с возбуждением уголовного дела в отношении предыдущего руководителя — Батора Лудупова. Назначение Владислава Тарбаева призвано стабилизировать ситуацию в учреждении и восстановить доверие родителей и учеников.
Напомним, прежний директор школы Батор Лудупов освобожден от занимаемой должности после обвинений в хищении 24 млн рублей. По данным следствия, в период с 2018-го по 2024 год он фиктивно трудоустроил в школу 8 родственников и знакомых, присваивая их заработную плату. Среди предъявленных обвинений — факт получения взятки в сумме 185 тысяч рублей от подрядной организации за лоя-льность при заключении контрактов и приемке выполненных работ по уборке и ремонту. В настоящее время Лудупов находится под домашним арестом и сотрудничает со следствием.
«Все тогда говорили: «Какой этот Тарбаев шустрый!»
— В школе я очень любил физкультуру. Всегда стремился быть первым, а еще у меня хорошо получалось бегать. Как и в любом бурятском районе, у нас проводился большой праздник Сурхарбан, и в его соревнованиях участвовали старшие ребята. Я тогда учился в начальных классах и все спрашивал маму, как тоже попасть на праздник, что для этого нужно сделать. Сейчас я понимаю, что уже в детстве во мне проявились лидерские качества — мне хотелось заявить о себе в любом мероприятии. Мама отвечала: «Подрастешь — обязательно получится». И вот в пятом или шестом классе я принял участие в общешкольном забеге, где обогнал абсолютно всех, даже старшеклассников. Все тогда говорили: «Какой этот Тарбаев шустрый!». Это было моим первым признанием, и именно тогда во мне проснулась любовь к спорту. Я увлекся футболом, волейболом и другими играми. А после той победы в сельском забеге, где меня признали самым выносливым и быстрым, меня пригласили на Сурхарбан.
Затем были окружной и областной Сурхарбаны, другие соревнования, и Владислав задумался о спортивной карьере.
— С того момента и началось мое становление как личности. Я стал размышлять о поступлении на спортивный факультет. Конечно, возникали трудности, типичные для многих деревенских ребят: как развиваться в спорте и перебраться в город, где больше возможностей. После школы я планировал поступать в БГУ, но немного опоздал. Зато узнал о прекрасном колледже — тогда он назывался «Училище олимпийского резерва». Его возглавлял Сергей Борисович Перинов. Именно под его руководством и началось мое профессиональное становление. Этот колледж окончили многие именитые спортсмены: Евгений Жербаев, Ирина Ологонова и другие. Мы все из одного учебного заведения, до сих пор встречаемся, общаемся, дружим. Потому что это настоящая школа жизни, которая формирует человека, закаляет дух и помогает правильно расставить приоритеты. Для меня всегда был актуален девиз: «В здоровом теле — здоровый дух». Следую ему всю жизнь, вот и сейчас, в 35 лет, стараюсь его придерживаться.
Училище олимпийского резерва было не просто учебным заведением — там предъявляли очень высокие требования. Нужно было совмещать интенсивные тренировки с хорошей учебой. У колледжа были соглашения с Бурятским госуниверситетом, и все преподаватели были оттуда. Мы изучали анатомию, физиологию, педагогику и другие дисциплины. Учеба и спорт шли рука об руку, и это гармоничное сочетание в итоге помогло мне определить свой дальнейший путь. На педагогическую практику в школу мы выходили уже подготовленными. Конечно, многое зависит от самого человека: насколько он любит свою профессию и ощущает себя учителем.
От «Учителя года» до «Директора года»
Первая практика Владислава Викторовича прошла в школе №40. Именно там впервые оценили его педагогический талант, и там же он впервые принял участие в конкурсе «Учитель года».
— Мой первый наставник Елена Владимировна Свириденко (она до сих пор работает в этой школе) тогда сказала мне: «У тебя, Владислав Викторович, настоящий дар к преподаванию. Может, придешь к нам работать и совместишь учебу с работой?». Это предложение меня окрылило — осознание того, что мои способности так высоко оценили, стало мощной мотивацией к дальнейшему росту. В тот раз я отказался, так как все свое время посвящал легкой атлетике. Однако позже, получив травму, серьезно задумался о предложении. Меня поддержала супруга, и я устроился учителем в школу №40, где проработал восемь лет.
Все эти годы активно участвовал в жизни школы и города, а также в республиканских и всероссийских мероприятиях — например, постоянный участник Байкальского образовательного форума. Спустя три года коллеги выдвинули мою кандидатуру для участия в конкурсе «Учитель года». Директор школы Галина Семеновна поверила в меня и поддерживала во всем. Так, всего через три года преподавания я отправился на профессиональный конкурс. Было непросто. Призового места я не занял, но победил в одной из номинаций, а главное — этот опыт дал мне очень многое для личного профессионального роста. С тех пор я постоянно работал над собой, проводя каждый урок так, будто он конкурсный. Я стремился к новым высотам, осваивал новые методики, работал с разными категориями детей, в том числе с трудными подростками. У меня были классы с первого по одиннадцатый. Нагрузка была большой, но посильной, и я всегда старался выкладываться на максимум. Никогда не отказывался от участия в городских образовательных мероприятиях и всегда поддерживал общие идеи.
В 2020 году Татьяна Геннадьевна Митрофанова, возглавлявшая комитет образования мэрии Улан-Удэ, возможно, разглядев мой потенциал, предложила стать директором школы №41. Там я проработал четыре с половиной года, после чего у меня появилась возможность участвовать в конкурсе на вакансию в школе №63.
Владислав Викторович выиграл конкурс и в марте 2025 года был назначен директором школы №63.
— Возглавив большую школу с большим коллективом, я поставил перед собой амбициозные задачи. Во-первых, продолжать развитие учреждения. Школа и так достигла высокого уровня благодаря работе предыдущей администрации, и это прекрасная основа. Но планку нужно поднимать еще выше, работать лучше и стараться больше, чтобы наша школа продолжала показывать достойные результаты. Ключевая задача — развитие детей, а значит, необходимо усилить как воспитательную, так и учебную работу.
Нам уже удалось эффективно использовать свободные ставки: мы ввели завучей по всем трем ступеням образования — в начальной, средней и старшей школе. У каждой ступени — свой руководитель, ведь и детей у нас много: в начальной школе около 1500 учеников, в средней — примерно столько же, и 600 учащихся в 9-11 классах. У каждой ступени свои приоритеты: ВПР, экзамены, безопасность. Последний вопрос особенно важен. Родители должны быть уверены, что, отправляя ребенка в школу, они обеспечивают ему комфорт и безопасность. Этим занимается заместитель директора по безопасности, который курирует три направления: перевозку детей (следит за техническим состоянием автобусов и соблюдением графика), а также антитеррористическую и пожарную безопасность.
Стоит отметить, что спустя всего три месяца после назначения Владислав Викторович принял участие в республиканском конкурсе «Директор года-2025». По его итогам он стал лауреатом, а жюри отметило профессионализм и успешную работу на посту директора в предыдущей школе.
Школьный ресторан
Владислав Тарбаев планирует осенью командировку в Казань, чтобы перенять опыт и преобразовать школьное питание, вовлекая в процесс самих учеников и родителей.
— Еще одно важное направление, над которым мы работаем, — это организация питания. Чтобы решить эту задачу, мы планируем создать в школе ресторан. Такого проекта в нашей республике еще нет. Недавно у нас проходил всероссийский конкурс по родному языку и литературе, и одна из экспертов, Диляра Салиховна Каримова, рассказала, что в их казанской школе уже открыт ресторан. Это первый подобный опыт в России. Мы пригласили ее в нашу школу, и она поделилась с нами ценными советами о том, как реализовать такую идею. Главная цель ресторана — обеспечить детям полноценное питание, предоставив им свободу выбора.
Мы всегда стремимся к тому, чтобы питание было здоровым, и чтобы сокращались объемы отходов — в конце концов, это государственные средства. Угодить ребенку сложно, особенно когда в школьной столовой практически нет выбора. Ресторан же как раз и дает это право выбора. Ученик сможет пройти вдоль линии раздачи и выбрать те блюда, которые ему по вкусу, в рамках установленной суммы — сейчас на обед выделяется 120 рублей.
Этот проект станет частью трудового воспитания. Планируем, что в дежурствах будут участвовать по одному ученику от каждого класса — всего восемь человек. Для них будет составлено гибкое расписание, освобождающее от уроков на время дежурства. Мы подсчитали, что за полугодие каждый ребенок заступит на такое дежурство только один раз — ведь классов у нас много. Родители также будут включены в процесс через систему родительского контроля и собственного графика дежурств. Уверен, что эту систему нужно менять, и рад, что наши руководители и учредители смотрят на инициативу позитивно и поддерживают преобразования. Для этого, конечно, нужны люди, готовые действовать. Хочу сделать это для наших детей и надеюсь, что наша школа станет первой успешной площадкой в этом начинании. Работа предстоит непростая, но мы уже начали двигаться в этом направлении.
Идею Владислава Викторовича по созданию школьного ресторана в комитете образования Улан-Удэ поддержали полностью. Уже в конце октября возможна его командировка в Казань, где он лично познакомится с работой первого в России школьного ресторана. Вполне вероятно, что второй такой ресторан откроется именно в Улан-Удэ.
Кубок директора и школьная Олимпиада
— Если мы хотим высоких результатов, нужно максимально погружать детей в учебную среду. Олимпиада — это соревнование, где дети могут показать свои знания. А что, если в ней будут участвовать все ученики класса? Чтобы каждый ребенок попробовал свои силы. Я планирую провести внутренние олимпиады — своего рода коллаборации между учениками разных ступеней внутри школы. Хочу, чтобы старшеклассники не только участвовали, но и сами продумывали задания для младших школьников, попробовали себя в роли наставников. Пусть это будет в игровой форме, не как обычно — «затылок в затылок». Можно организовать такое мероприятие в спортивном или актовом зале. Нужно придумывать разнообразные форматы, потому что наша задача — не просто давать знания, а развивать детей, чтобы они сами учились искать информацию и приходить к решению. Роль руководителя — направить ребенка, оценить его и подсказать, как сделать лучше. Мы хотим проводить такие школьные олимпиады, чествовать победителей и призеров. И тогда, когда начнутся городские этапы, мы уже будем понимать, кто из наших учеников может достойно представить школу.
Еще одна инициатива — школьные соревнования за кубок директора. Дети будут состязаться в разных видах спорта: футбол, мини-футбол, баскетбол и других командных играх.
— Для меня как учителя физкультуры важно, чтобы дети взаимодействовали и учились работать в команде. Конечно, они и так участвуют в командных соревнованиях, но здесь я хотел бы отметить, что это будут особые турниры, где ребята получат призы от директора. Призы будут вручаться за мой счет, и в каждой возрастной категории будет один переходящий кубок.
Открытость, шкафчики и стоматолог
В конце учебного года родители, имеющие возможность, внесли посильные средства в фонд школы. Спустя три месяца, после летних каникул, директор отчитался перед ними о расходах.
— Родители могут и не помогать школе, это их личное решение. Но все мы хотим, чтобы дети учились в комфортных условиях. Мы сталкиваемся с определенными трудностями: на текущий ремонт нам выделили полтора миллиона рублей, а этих средств хватит лишь на один этаж. Пока наше государство не готово выделять большие деньги на текущие нужды образовательных учреждений. Мы подготовили открытый отчет и показали, на что именно были потрачены средства, потому что многое было сделано и куплено именно на средства родителей.
На общем родительском собрании, видя открытость нового директора и его искреннее стремление развивать школу, родители предложили установить на свои средства шкафчики для спортивной формы. Это позволит детям хранить в них сменную обувь и форму, а не носить пакеты по всей школе.
Также Владислав Викторович сообщил, что в школе №63 в скором времени появится свой стоматологический кабинет.
— В ближайшее время этот вопрос удастся решить. Евгения Юрьевна Лудупова активно над этим работает. Недавно такой кабинет открыли в восьмой школе. В нашей школе он также предусмотрен техническими планами здания. Пока у нас нет лицензии, но вскоре и этот вопрос будет решен. Отмечу, что на недавнем открытии поликлиники в 102-м микрорайоне мэр Игорь Шутенков говорил о планах открыть стоматологический кабинет в школе №63. Это, конечно, станет для нас большой радостью.