Интересно, что отец Тумэна родом с Агинского автономного округа, а мать из Иркутской области. Сам же он родился и вырос в центре Улан-Удэ. И это удивительно, что абсолютно городской мальчик стал дарханом-шаманом, который всегда стоит особняком даже в традиционной шаманской иерархии. Дарханы — не просто ремесленники, а особая каста, наделенная сакральным статусом, считается, что они являются посланцами неба, а их ремесло — священный дар.
Но если знать, что Тумэн с детства был погружен в атмосферу ремесла, все встает на свои места. Его отец был кузнецом, специализировавшимся на классической ковке, — без сварочных аппаратов, только клепки и старинные техники.
— В мастерских я бывал с детства, хотя и не так часто. Иногда на выходных или каникулах помогал отцу или дяде — они занимались кузнечным делом. Отец был кузнецом, специализировался на кованых воротах и ограждениях. Часто поступали заказы на классическую ковку — ту самую, где все делалось по старинке, без сварочного аппарата, только клепками. Я в детстве понемногу помогал, но настоящего опыта работы у меня тогда не было — скорее, насмотренность. Часто бывал в мастерских союза художников, у дяди, у других родственников. Так что с детства рос в этой особой атмосфере, — рассказывает Тумэн.
Тумэн признается, что никогда даже не думал, что освоит искусство дархана и станет мастером, изготавливающим сакральные предметы.
— Однако с 2013 года — вот уже двенадцать лет — работаю именно в этой сфере. Занимаюсь практически только этим, как и другие дарханы: изготавливаю шаманскую атрибутику из разных материалов — железа, дерева, кожи, цветных металлов, серебра. С детства меня, конечно, никто не подпускал к изготовлению шаманской атрибутики. В основном я помогал с бытовыми заказами или по хозяйству — оттачивал навыки на простой работе. К созданию сакральных предметов я пришел только в 2013 году.
Все изменилось, когда Тумэн прошел посвящение в дарханы. По его словам, дарханы — не просто умельцы, а носители сакрального знания, особая каста в традиционной шаманской иерархии. Верования гласят, что дарханы являются посланцами небес, а их работа с металлом и создание священных атрибутов — это не ремесло, а божественное призвание. Их статус дает им особые права и привилегии в традиционном обществе. Например, только дархан может изготавливать настоящие шаманские атрибуты — от железных подвесок до ритуальных предметов, — которые считаются проводниками между мирами. При этом, как объясняет Тумэн, дархан должен обладать не только мастерством, но и особой духовной силой, чтобы выдерживать взаимодействие с духами при создании таких предметов.
Особый путь
После обряда посвящения Тумэн принял решение отдать себя этому ремеслу полностью и без остатка.
— Начал глубоко и профессионально изучать его, переключил все свое время и все жизненные ресурсы на это направление. Мне было важно постичь саму суть того, что значит быть дарханом — понять, как им становятся. Поскольку у меня уже была семья, я сознательно выбрал этот путь — с того момента решил, что буду зарабатывать только своим ремеслом, и никак иначе.
Тумэн стал учеником своего наставника-хуряахай — мужа тети, который много лет занимался изготовлением шаманских атрибутов.
— Мне было 26 лет, я только что прошел посвящение — буквально пару недель назад — и сразу попросился к нему в ученики. Мне было важно профессионально постичь все: от азов до философии, понять, что значит быть дарханом по-настоящему. А он как раз занимался изготовлением шаманской атрибутики, имел огромный опыт и связи в этой среде. По его стопам я и направился, совмещая изучение теории с практикой.
Тогда же он и начал зарабатывать этим ремеслом. Стал делать первые заказы.
— Своих первых заказов я уже не помню. Первые годы были очень сложными — навыков для тонкой работы не хватало, и учеба шла прямо в процессе выполнения заказов. Все давалось медленно и с трудом. Что касается необходимости особого благословения для такой деятельности, я считаю, что формального посвящения недостаточно. Нужно прежде всего обладать внутренней способностью, — отмечает дархан. — Вопрос в том, потянет ли человек эту работу внутренне, сможет ли выдержать. Технически почти любой мастер способен создать ритуальный предмет. Но работа дархана — это постоянное взаимодействие с шаманами, духами-покровителями, онгонами. Это сложная энергетическая практика, которая неизбежно накладывает отпечаток на жизнь. Чтобы это взаимодействие не искривило судьбу, не принесло бед, нужны особые врожденные качества. Не просто умение, а некая внутренняя сила, данность, способность выдерживать это напряжение. Без этого, даже будучи искусным мастером, можно столкнуться с серьезными жизненными трудностями.
Тумэн не дает рекламу — современные методы маркетинга в этом деле не нужны.
— Как ко мне приходят клиенты? Никакой рекламы, только сарафанное радио. У нас очень узкий круг заказчиков, и если ты делаешь свою работу качественно, тебя быстро узнают. В этом деле реклама действительно не нужна. Конечно, когда только начинаешь, первые годы уходят на то, чтобы наработать клиентскую базу, если можно так выразиться. Но когда ты делаешь хорошие, настоящие вещи, люди сами находят дорогу к твоей мастерской.
Сегодня он изготавливает атрибутику из железа, дерева, кожи и цветных металлов, соблюдая главное правило, — все должно делаться вручную. Поэтому он никогда не рассматривал возможности государственной поддержки, считая, что хороший дархан всегда сможет заработать своим ремеслом.
— Конечно, современные инструменты могут ускорить и облегчить работу. Но в нашем ремесле как раз не требуется много дорогостоящего оборудования. Весь необходимый набор инструментов дархан обычно изготавливает себе сам, под конкретные задачи и под свой стиль работы. Самое главное здесь — чтобы все делалось вручную. В этом и заключена вся магия изделия: в живом, ручном труде, а не в использовании электроприборов и современных технологий. Если дархан действительно хорош в своем деле, он всегда будет хорошо зарабатывать — его работа ценится, его уважают. Деньги на все необходимое для мастерской находятся сами собой. Как говорится, дархана кормят его руки.
Философия ремесла
Сегодня, по словам мастера, одна из главных проблем — огромное количество людей, посвящаемых в шаманы.
— Сейчас многие молодые люди интересуются нашим ремеслом, хотят его изучать. Но важно понимать: это прежде всего искусство, призвание. Если человек приходит с мыслями только о заработке, ему будет очень трудно — это путь не для меркантильных. Хочу пояснить важный момент: не все дарханы работают с шаманскими инструментами. А те, кто занимается именно этим, сталкиваются с серьезной проблемой. В наше время стало слишком много «шаманов» — посвящают практически всех подряд. Спрос на наши услуги большой, но когда пытаешься изготовить атрибуты для человека, которому не суждено быть шаманом, встречаешь мощное сопротивление.
Тумэн уверяет, что иногда сама материя оказывает сопротивление.
— Бывает, физически невозможно сделать инструмент — руки не поднимаются, материал не поддается. А потом это сказывается на собственном состоянии: могут начаться проблемы со здоровьем, в жизни. Поэтому для дархана критически важно понимать, кто перед ним — настоящий шаман или случайный человек. Самое сложное — работать с теми, кто не верит в силу шаманизма, но при этом требует изготовить ритуальные предметы. Это огромная ответственность.
Поэтому для мастера критически важно точно знать, действительно ли перед ним настоящий шаман.
На вопрос, является ли его работа способом заработка или делом для души, он отвечает философски:
— Я считаю, что не стоит даже разделять — для души это или для заработка. Просто есть люди, которые не могут не творить. Весь смысл их жизни — в самом процессе создания, в этой магии, когда из ничего рождается нечто совершенное. Без этого жить невозможно. А заработок — это естественное следствие, если твое искусство находит отклик у людей.
Молодым людям, желающим заняться этим ремеслом, он советует подходить к нему как к искусству, а не как к способу заработка. «Если думать только с этой категории, я думаю, что это очень сложно дастся», — заключает мастер.
Тумэн Чойжалсанов — живое свидетельство того, что подлинное призвание может найти человека где угодно — даже выросшего в городской среде, вдали от сакральных традиций предков. Его путь от улан-удэнского подростка до посвященного дархана раскрывает самую суть этого древнего ремесла: это не профессия, которую можно выбрать, а судьба, которую принимают. Каждый созданный им инструмент — это синтез высочайшего мастерства, глубокой духовной практики и той особой внутренней силы, без которой работа с сакральными материалами просто невозможна.
Сегодня Тумэн продолжает свое дело, оставаясь одним из немногих хранителей уникальной традиции, где материальное и духовное сливаются в нерасторжимое целое. В его руках оживают не просто предметы — рождаются проводники между мирами, мосты, соединяющие человека с многовековой мудростью предков. Через свое искусство он сохраняет и передает дальше то, что невозможно выразить словами: саму душу бурятского шаманизма, его живую, пульсирующую связь с миром духов и вечными истинами бытия.