Дмитрий Путилин, председатель комитета по бюджету горсовета, работает там, где сталкиваются потребности города и его финансовые возможности. Это ежедневная работа на стыке амбиций и возможностей, где каждая цифра имеет вес и последствие. О том, как Улан-Удэ удается балансировать между растущими запросами и ограниченными ресурсами, какие проекты стали приоритетными в 2025 году и от чего зависит финансовое будущее столицы Бурятии, председатель комитета рассказал в интервью «МК в Бурятии».
Первая высота
Подводя итоги 2025 года, председатель комитета по бюджету горсовета Улан-Удэ Дмитрий Путилин отмечает значительный прогресс в укреплении финансовой устойчивости города.
— Главным финансовым достижением 2025 года я считаю рост собственных доходов города, который впервые превысил 7 млрд рублей, — подчеркивает Дмитрий Путилин. — Это показатель устойчивой динамики, которую мы последовательно наращиваем последние годы. Еще в 2024 году собственные доходы были доведены примерно до 6,3 млрд, и это уже было значимым шагом вперед. Сейчас мы закрепили этот рост и двигаемся к следующей планке — 8 млрд рублей.
При этом, как отмечает председатель комитета, город не только наращивает доходную базу, но и сохраняет социальные обязательства.
— Мы полностью выполнили все социальные обязательства, сохранив поддержку образования, благоустройства, ЖКХ, транспортной сферы. Одновременно смогли реализовать и новые проекты — в частности, меры по развитию городской среды, поддержке туризма и предпринимательства.
Особую значимость этим достижениям придает текущая экономическая ситуация.
— Это особенно важно в условиях нестабильной экономической ситуации, когда многие муниципалитеты уходят в режим «только обязательные расходы», а мы сохраняем возможности развития, — отмечает Дмитрий Путилин.
Работа над бюджетом начинается в конце каждого года и идет по отработанному алгоритму.
— Мы начинаем рассматривать в первую очередь ассигнования, которые запрашивают все наши ГРБСники на следующий год, — поясняет Дмитрий Путилин. — Каждый ГРБСник приходит и озвучивает свой бюджет, так называемый «минимум». Наша задача — выслушать их, рассмотреть, чтобы не было перекосов. Если какие-то существенные увеличения идут, то мы получаем объяснения, обоснования этих расходов.
После этапа сбора и анализа заявок начинается консолидация разрозненных данных в единое целое. Основой для формирования окончательной цифры становятся расчеты по налоговым и неналоговым доходам, а также безвозмездные межбюджетные трансферты. Финальное слово в этом многомесячном марафоне остается за депутатским корпусом.
— Наша задача в итоге — этот бюджет рассмотреть и принять, потому что последнее слово за горсоветом. Вся эта работа выстраивается в тесном взаимодействии с администрацией города, ГРБСниками и комитетом по финансам, — отмечает депутат.
Стратегия роста
В 2025 году Улан-Удэ реализовал комплексную стратегию повышения доходной базы, которая сочетает традиционные методы и инновационные подходы. По словам председателя комитета, работа шла одновременно по нескольким направлениям — усиление классических источников и активное развитие новых.
— При рассмотрении бюджета на 2025 год мы заложили увеличение налоговых и неналоговых поступлений примерно на 400 млн рублей по сравнению с планом предыдущего года. Доля НДФЛ в собственной доходной части города планировалась на уровне 60,5% с перспективой роста до 62%.
Значительный резерв был найден в работе с муниципальной собственностью, отметил Дмитрий Путилин: «Мы занимались уточнением перечней объектов муниципального имущества, которые можно либо эффективно использовать, либо передать в аренду, либо приватизировать». В результате были высвобождены ресурсы и был заметен ощутимый приток дополнительных доходов в бюджет.
— Мы целенаправленно создаем новые точки экономического роста. Важным шагом стало введение туристического сбора, но это лишь часть системной работы. Как показала практика, даже работа с такими, казалось бы, мелкими активами, как гаражи, приносит ощутимый результат. После инвентаризации и «опрозрачивания» собственников мы начали получать стабильные платежи там, где раньше был ноль рублей.
Еще одним дополнительным источником пополнения городской казны стало введение туристического сбора.
— Этот инструмент уже в 2025 году начал приносить городу дополнительные средства — более 10 млн рублей, а план на 2026 год составляет около 14 млн рублей, — рассказал депутат.
В целом в проекте бюджета на 2026-2027 годы планируется рост собственных доходов города до 8,1 млрд рублей, сообщил депутат. Именно такой многоплановый подход позволяет Улан-Удэ не только наращивать доходы, но и снижать зависимость от трансфертов.
— Собственные доходы города составляют около 37,5% доходов бюджета — это значит, что город меньше зависит от внешних поступлений и имеет больший уровень финансовой автономии, — подводит итог Дмитрий Путилин.
Диалог без бюрократии
2025 год подтвердил: городскому бюджету нужна гибкость. Приоритетными задачами стали содержание инфраструктуры и социальная поддержка.
— Перед городом стоял ряд задач, требующих оперативного реагирования. В первую очередь это содержание детских площадок, общественных пространств, дорожной сети, вопросы благоустройства и санитарного содержания, а также проблемы аварийного жилья и текущих ремонтов.
На заседаниях профильного комитета регулярно поднимались вопросы, где запросы районных администраций на ассигнования превышали текущие бюджетные возможности.
— Нам приходилось оперативно перераспределять ресурсы, находя баланс между плановыми показателями и реальными потребностями города, — объясняет принцип работы Дмитрий Путилин.
Когда депутаты выехали в муниципальный комитет по чрезвычайным ситуациям, они увидели серьезные проблемы с транс-портом и помещениями.
— Мы сами предложили им подготовить запросы, — говорит Путилин. — Пока все спокойно, кажется, что можно подождать. Но если случится беда, будет поздно. Такую работу нужно вести постоянно.
Особую роль в корректировке бюджета сыграли обращения жителей.
— Предложения из округов, ТОСов, инициативных групп мы собирали и систематизировали. Как минимум дважды в год вносили изменения в бюджет с учетом этих обращений, — отмечает депутат.
Этот подход изменил саму логику бюджетного процесса. Сейчас в администрации стараются предвосхищать проблемы. Как показывает пример с МЧС, профилактическое финансирование в итоге обходится городу дешевле, чем ликвидация последствий.
Основной площадкой для диалога стали совместные заседания комитетов.
— Депутаты не стесняются на «совместке» говорить о проблемах, даже если этого нет в повестке. Кто-то поднимает руку: «А у меня вот такая ситуация». Все такие обращения фиксируем, потом разбираем. Никакой лишней бюрократии — не нужно согласовывать инициативу через несколько инстанций, — поясняет Путилин.
Стратегия будущего
Финансовая политика Улан-Удэ в 2025 году была ориентирована на создание прочной основы для долгосрочного развития. «Несколько ключевых решений закладывают основу финансовой устойчивости на годы вперед», — отмечает Дмитрий Путилин.
Город постепенно переходит к бездефицитному бюджету, и это важнейшее достижение последних лет.
— Несмотря на то, что 2025 год еще проходил с управляемым дефицитом, параметры бюджета 2026 года уже предусматривают значительный рост доходов на 32,5% и движение к сбалансированному бюджету. Это важнейший шаг к снижению долговой нагрузки города, — поясняет председатель комитета.
Укрепление собственной доходной базы стало краеугольным камнем новой финансовой стратегии. Рост собственных доходов выше 7 млрд рублей создает фундамент для финансирования развития без увеличения долговых обязательств. Системным финансовым инструментом будущего стал туристический сбор, который будет масштабироваться и приносить городу миллионы рублей ежегодно.
Особое внимание уделялось совершенствованию механизмов управления городской экономикой и имуществом.
— Проработки, проведенные в 2025 году на комитете — по земельному налогу, приватизации, управлению муниципальным имуществом, — повышают прозрачность и эффективность использования городских активов, — подчеркивает Дмитрий Путилин.
Комитет продолжает работать с администрацией города над поиском новых доходных статей.
— Как показало введение должности заместителя мэра по доходам, даже в условиях ограниченных ресурсов можно находить резервы. Сейчас вместе прорабатываем еще несколько подобных проектов — они позволят увеличивать доходы без повышения налоговой нагрузки на граждан.
В совокупности эти решения формируют стратегию, при которой город получает устойчивые доходы, управляемые расходы и возможность инвестировать в развитие, а не только выполнять обязательства.
— Если говорить о главном итоге 2025 года, — подводит черту Дмитрий Путилин, — нам удалось сочетать жесткую бюджетную дисциплину с возможностью развития. Мы не просто распределяли средства, а целенаправленно формировали финансовый фундамент для будущего роста. И то, что собственные доходы города продолжают увеличиваться — лучшее подтверждение правильности выбранного курса.