Иван Козырев пришел в министерство спорта в 2018 году и сразу был отмечен в СМИ как самый молодой заместитель министра. На момент назначения ему было 29 лет.
Сейчас Ивану Козыреву 33, и он снова один из самых молодых высокопоставленных чиновников Бурятии. Но при этом один из самых опытных. В интервью «МК в Бурятии» новый министр рассказал о планах на проведение крупных международных чемпионатов, нужны ли они региону, появится ли в Бурятии свой хоккейный клуб и что для него значит работа министра спорта и молодежной политики.
«Не было задачи: хочу стать министром»
— Назначение на этот пост было ожидаемым для вас или неожиданным? Для вас это карьерный рост, долг перед Родиной или просто работа?
— После того как Вячеслав Анатольевич был выдвинут кандидатом в депутаты Государственной Думы, и в процессе избирательной кампании и нашей с ним параллельной работы встал вопрос о том, чтобы рекомендовать кого-то на эту должность. И Вячеслав Анатольевич рекомендовал меня. Скажу честно, сам для себя такого карьерного роста не предполагал, не было такой задачи: хочу стать министром. И сказать, что это было неожиданно, тоже будет не совсем правда. Также я был готов к тому, что придет человек со стороны, потому что есть разные факторы, влияющие на назначение. Но и вариант, что назначат меня, тоже предполагал, и был готов дальше трудиться. Отвечая на вопрос, как я к этому отношусь, скажу, что для меня это — спорт — любимое дело и еще — потому что надо.
— Что удалось сделать за три года работы заместителем министра?
— С 2018 года по 2020-й была проведена большая работа по переводу организаций дополнительного образования в организации спортивной подготовки. Конечно, это работа всей нашей команды, подведомственных и других учреждений. Муниципальные ДЮСШ были переведены в статус спортивных школ и спортшкол олимпийского резерва. Де-юре — они перестали заниматься образовательной деятельностью и стали заниматься спортивной подготовкой, де-факто — там ничего не поменялось, только упростился документооборот. Также они стали работать по программам спортивной подготовки, приобрели возможность получения субсидий по федеральной программе минспорта, могут работать со спортсменами старше 18 лет.
— С приходом в минспорта Бурятии в 2018 году вы планировали улучшить ситуацию по тренерскому составу в Бурятии. Что удалось сделать на сегодня?
— У нас есть приказ, в котором, согласно федеральным нормативам, устанавливаются меры поддержки молодых тренеров. Все это делается в рамках действующего фонда оплаты труда. У нас более 600 тренеров, из них большая часть из муниципальных организаций. И в 2018 году, когда произошел переход, о котором я уже говорил, нами была подготовлена методика предоставления субсидий для муниципальных образований на софинансирование заработной платы для тренеров. Соотношение по республике в среднем составляет 50/50, то есть, к примеру, 130 млн дает республика, столько же закладывают муниципальные образования. Сейчас мы предпринимаем попытки увеличить свою долю, и о том же будем просить муниципальные образования, чтобы сохранить это соотношение 50/50. Чтобы в конечном итоге это увеличение почувствовали наши тренеры. На сегодня средний уровень заработной платы около 33-35 тысяч рублей, этого недостаточно, и тут есть еще над чем работать. Сейчас также на федеральном уровне приняты изменения в законы об образовании и о спорте, это так называемые поправки в части гармонизации законодательства РФ о физической культуре и спорте и законодательства РФ об образовании. Они вступают в силу с 1 января 2023 года в пробном режиме, а с 1 сентября 2023 года в полной мере. Эти полгода как раз даны для того, чтобы за это время организации спортивной подготовки смогли получить лицензии на ведение образовательной деятельности. Тренеры официально станут педагогическими работниками, и для многих это может показаться откатом назад, но на самом деле это приведение к знаку равенства.
— Как повлияла пандемия на выезды спортсменов на соревнования?
— 2020 год в этом смысле был сложнее, чем 2021-й. В 2020 году пандемия только случилась и были отменены многие соревнования вплоть до Олимпийских игр. Но сейчас обстановка нормализовалась с точки зрения процесса организации. Мы научились работать в этих условиях совместно с министерством здравоохранения, Роспотребнадзором и другими заинтересованными организациями. И сейчас наши спортсмены ездят, привозят призы.
Четыре региональных спортивных центра за два года
— Как сейчас обстоит дело с финансированием спорта в республике?
— У нас год от года увеличивается финансирование, и на сегодняшний день, по сравнению с 2018 годом, выделяется больше денег. И я не говорю уж про стройки, там много выделено из федерального бюджета на строительство спортивных объектов. В этом году у нас заканчивается строительство двух региональных центров, в прошлом году было закончено строительство регионального центра по стрельбе из лука, ранее появился региональный центр по гиревому спорту. То есть до 2019 года у нас не было ни одного регионального центра, а сейчас введены в эксплуатацию два и на подходе еще два.
— А с точки зрения управления этими объектами у министерства прибавится работы и ответственности?
— Конечно, это непростой процесс, но мы эту работу выстраиваем совместно с федерациями по виду спорта, потому что их участие здесь тоже должно быть. Если говорить о региональном центре по хоккею, нам тоже будет проще, так как этот объект строится в рамках концессионного соглашения. Его строит концессионер (ООО «Арена», г. Барнаул), он же будет его эксплуатировать на протяжении 10 лет. На сегодня они уже практически завершили благоустройство, положили асфальт до наступления холодов, ведут внутренние отделочные работы. Там будут две хоккейные коробки, малая и большая, на малой поле уже залито, осталось только борта установить, трибуны на две тысячи мест, и в малом зале на триста с чем-то посадочных мест. И, я думаю, в 2022 году хоккеисты проведут свои первые матчи. Для бюджета республики это очень выгодный объект, они сами его полностью содержат. В рамках концессионного соглашения предусмотрено предоставление социальных часов и проведение мероприятий. То есть часть занятий для наших спортивных организаций будет проходить на бесплатной основе, у нас уже работает отделение хоккея в школе олимпийского резерва.
— Можно ли говорить, что в Бурятии появится профессиональная хоккейная команда?
— У нас есть хоккейные команды, проводятся чемпионаты, где набирается порядка десяти команд. Они и выезжают на соревнования, в Сочи ездили. Это любительская хоккейная лига, для профессиональной команды у нас пока нет запаса людей, прошедших через горнило спортивных школ, детских, юношеских соревнований. И ждать, что у нас вдруг появится профессиональная команда по хоккею, не приходится. С появлением ледовой арены, конечно, по прошествии какого-то количества времени такая команда появится, сейчас у нас уже более 80 детей занимаются хоккеем.
Внимание федерального центра
— С 2019 года, как Бурятия впервые приняла у себя чемпионат мира по боксу среди женщин, у нас чаще стали проводиться крупные мероприятия. В ближайшем будущем мы также ожидаем принять еще два таких мероприятия?
— Действительно, проведение чемпионата мира по боксу среди женщин стало для нас таким знаковым событием. Этому предшествовала большая подготовка, с 2018 года и ежегодно у нас проводилось не менее двух чемпионатов страны по олимпийским видам спорта, и неолимпийским тоже. В 2018 году у нас проводился чемпионат страны по боксу среди женщин, в 2019 году — по вольной борьбе, в 2019 году — чемпионат мира, в 2020 году тоже были чемпионаты и в 2021 году у нас три чемпионата прошло: по вольной борьбе среди женщин, среди мужчин, и по стрельбе из лука. Это большая работа лично Вячеслава Дамдинцурунова как министра, большая поддержка главы Бурятии Алексея Цыденова, без его поддержки ни одно из этих событий не состоялось бы. Это большая работа федерации по боксу, и, конечно, вклад наших спортсменок по боксу. И такая работа планируется у нас дальше, сейчас мы подали заявку на проведение у нас чемпионата Европы по боксу среди женщин в 2022 году. Мы рассчитываем, что заявка будет поддержана.
— Какие требования предъявляются к заявке на участие в конкурсе?
— Как правило, есть требования к спортивному объекту, к местам проживания, местам питания, к аэропорту, транспортная доступность, логистика, примерный брендбук мероприятия. И мы готовы в этих конкурсах участвовать, конечно, по согласованию с федерацией. Здесь большую роль играет федерация по виду спорта, куда подается заявка. У нас федерация по стрельбе из лука достаточно активная, и есть результаты. В этом году мы хорошо, судя по отзывам, провели чемпионат России по стрельбе из лука. Заявку мы подаем на проведение в 2023 году чемпионата мира по стрельбе из лука.
— Как на Бурятии отражается проведение таких крупных спортивных мероприятий?
— Да, есть разные мнения на этот счет, в частности, обсуждалось, что вот, мы потратили на чемпионат энную сумму денег, и где эти деньги, которые, якобы, должны были как-то вернуться. Здесь нет механизма прямого возврата, потому что федеральный бюджет и так напрямую участвует в проведении международных соревнований. То есть у нас есть смета общая, там есть региональный бюджет, есть федеральный, и внебюджетные источники. Федеральный бюджет участвует напрямую на те статьи расходов, которые предусмотрены. А косвенно — в прошлом году мы на третьем месте по финансированию были по всей стране. Получили более полумиллиарда по федеральной целевой программе, которая последний год действовала, и мы построили более 36 объектов только в 2020 году. И это как раз один из факторов, почему проведение международных крупных стартов для нас выгодно — мы обращаем на себя внимание федерального центра. Кроме этого зарабатывают наши бизнесмены, наши гостиницы, предприятия общественного питания, транспортные предприятия, с которыми мы работаем. Конечно, есть и расходы организационные, финансовые, но плюсов здесь однозначно больше.
Не просто игрушки
— Недавно команда ребят из СНГ одержала победу на международном турнире по киберспорту и выиграла 18 млн долларов. В Бурятии тоже периодически пытаются продвигать киберспорт, есть даже свои команды, которые участвуют в региональных турнирах Сибири и Дальнего Востока. Есть ли в планах как-то развивать это направление?
— Убежден, что нужно это направление развивать, и мы готовы к этому, но со стороны региональной федерации по киберспорту должно быть встречное движение. Мы открыты для сотрудничества и только «за» развитие киберспорта в республике, потому что здесь для нас тоже есть большой потенциал с точки зрения увлечения молодежи. И киберспорт это вполне структурированное занятие, которое приносит свои плоды. Это не просто игрушки, как может показаться со стороны, и мы это прекрасно осознаем и готовы в этом направлении сотрудничать.
— Какого результата вы хотели бы достичь на посту министра?
— Спорт должен стать более модным и привлекательным не только для молодежи, но и для старшего поколения. Чтобы он был доступнее для всех категорий граждан, в том числе и для людей с ограниченными возможностями. Для этого мы должны работать над повышением доступности спортивных объектов. Нужно создавать общественные пространства для массового занятия физкультурой и спортом.