По традиции их устраивают дацаны. Победители награждаются ценными призами, такими как автомобили, тракторы и бараны. Самые крупные игрища сегодня это Итигэловские игры (Республика Бурятия) и «Большой приз Алханая» (Агинский Бурятский округ).
Одежда борцов бурятской борьбы бухэ барилдаан берет начало с давних времен. Слово «бухэ» обозначает несгибаемого, крепкого борца. В различных источниках пишут, что бурятская борьба бухэ барилдаан первоначально имела боевое направление, в ходе которой могли покалечить и даже убить. Допустим, мужчины после охоты боролись за лучшие доли добычи или они сталкивались во время конных нападений, где отработанными движениями выкидывались из седла соперники.
Этнографами было выявлено, что в Западной Бурятии борцы носили сапоги с утолщением на носке для ударов ногой. Не запрещались удары кулаком. Еще факты говорят о том, что борцы специально разрабатывали на спине кожу, чтобы она стала грубой и толстой, это для того, чтобы другой крепкого телосложения «бухэ»-богатырь не смог натренированными пальцами запросто вырвать с его спины кожу с мясом. Потому тренировали пальцы и закаляли кожу на спине разными методами, например, борцы спали на веревочной сети. Так зарождалась бурятская борьба бухэ барилдаан.
Знатоки бурятской борьбы бох барилдаан утверждают, что к нашему времени бурятская борьба дошла в более смягченном варианте, ее же путь к гуманизации начался с буддийских монастырей. При этом любопытно, что из письменных источников конца 18-го — начала 19 веков можно узнать, что в те времена еще сохранялась высокая травмоопасность борцовских поединков.
Особое практическое и зрелищное значение для «бухэ» имела одежда, которая должна быть максимально удобной. Борцы в Халхе (Монголии) надевали куртку-дзодог, трусы-шуудаг. В Южной Монголии — шаровары, поверх них — доспехи. Сегодня в Республике Бурятия борцы надевают шорты-шуудаг и пояс-буhэ. Проигрывает тот, кто касается земли коленом или рукой.
Одежда борца — бухын хубцас
В советский период времени бухэ барилдаан начал превращаться в вольную борьбу и утрачивать аутентичность, зрелищность и древние правила. Возвращать бурятскую борьбу бухэ барилдаан к истокам стал Пандито Хамбо лама XXIV Дамба Аюшеев, который призвал бурят вспомнить основы и смысл национальной борьбы. Он создал клуб, куда вошла борцовская элита — чемпионы Итигэловских игр — бурятской Олимпиады. Борцы в Итигэловских играх начали состязаться только в 2-х весовых категориях — до 70 и свыше 75 килограммов, но после категорию дополнили весом до 63 кг. Такие весовые категории имеют особое значение, потому как великий Пандито Хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов прожил 75 лет, в позе медитации находился под землей 63 года.
В декабре 2021 года в резиденции главы Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева состоялась встреча по обсуждению проекта «Одежда борца — бухын хубцас». В мероприятии приняли участие директор бурятского FM-радио Жанна Дымчикова, главный художник Иволгинского дацана Чимит Доржиев, чемпионы игрищ «Итигэл Хамба ламын найр по национальной борьбе бүхэ барилдаан», мастер спорта СССР по вольной борьбе Батор Дагбаев, начальник отдела по национальным видам спорта дирекции спортивных сооружений Ольга Сотникова, инженер-конструктор, модельер Баирма Митупова, бурятские мастерицы Тамара Бальжитова, Эржэна Бидагарова, Энгельсина Дандарова, Уржин Бадмаева, Сэсэгма Балданова. Также была приглашена модельер из Монголии Бэгэцжавын Цогзолма.
Именитые борцы, среди которых были Михаил Дамбиев, Нима Нимаев, Аюр Алдаров, Баир Омоктуев и многие другие, вносили свои предложения. Скрупулезно шло обсуждение тканей для экипировки, лекал для стандартных и индивидуальных размеров, для борцов-тяжеловесов. Во время проведения одного из борцовских состязаний для создания среднестатистических размеров борцовской одежды были сняты мерки с более 800 участников. Экипировку борцов решено было изготовить в синем и красном цвете. Пояс имел оптимальную ширину в 7-10 см, длину — от 3,0 до 4,5 см. На линии талии и низах шорты обшили прочными нитями белого цвета по возрожденной бурятской ручной вышивке «шэрэхэ». Разрабатывалась эмблема символа бурятской борьбы бох барилдаан — мифической птицы Гаруды, которую создал художник Иволгинского дацана Чимит Доржиев. Эмблема размещалась на левой и правой сторонах шортов, в центре пояса и на его концах. В буддизме существуют о Гаруде легенды, в одной из них божество Бодхисаттва Очирвани превращается в птицу, чтобы победить врагов. На борцовских площадках реет на флагштоке флаг с изображением божества Очирвани. Ритуальный танец в бурятской борьбе бухэ барилдаан — дань мифической птице Гаруде, держащей в когтях змею.
В том же году была выпущена первая партия экипировки для борцов, сшитая профессиональными мастерицами, и вручена Иволгинским дацаном в дар известным тренерам и борцам. Проект стал победителем республиканского конкурса среди некоммерческих организаций на предоставление субсидий из регионального бюджета. В национальной бурятской одежде для бухэ барилдаан был возрожден делающийся вручную старинный бурят-монгольский шов «шэрэхэ». Ткани, фурнитура для производства формы закупаются в Монголии, Новосибирске и в Москве.
В сентябре 2022 года, к началу проведения Игр Итигэлова, посвященных 170-летию со дня рождения Пандито Хамбо ламы XII Даши-Доржо Итигэлова и 20-летию возвращения его нетленного тела и духа к буддистам, вновь были изготовлены комплекты одежды для борцов. Борцы гордились, что выступали в своей национальной одежде, которая, по их отзывам, словно наделяла их особым духом и отвагой. Это был первый успех проекта.
— Отрадно, что сегодня турниры по национальной борьбе проходят с большой частотностью: летом, зимой, весной, осенью. Знатоки насчитывают около 36 турниров, проходящих в течение года только в Республике Бурятия. Важно отметить, что Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев возродил национальный бурятский бухэ барилдаан и саму борцовскую сущность, как носителя многовековых традиций бурятского народа. Бухын хубцас — неотъемлемая часть культуры бурятской национальной одежды с определенной символикой и элементами ритуально-сакрального значения, — поделилась с читателями «МК в Бурятии» пресс-секретарь Буддийской Сангхи России Алла Намсараева.
К 15 международному Всебурятскому фестивалю «Алтаргана-2024», который проходил с 26 по 28 июля 2024 года в Монголии, модельер Баирма Митупова совместно с председателем федерации бурятской борьбы республики Михаилом Дамбиевым в продолжение проекта «Одежда борца — бухын хубцас» изготовила очередную партию борцовской экипировки. Одежду вручили в Иволгинском дацане спортсменам-участникам «Алтарганы-2024» для достижения ими блистательных побед.
О работе над проектом «Бухын хубцас» «МК в Бурятии» рассказала модельер Баирма Митупова:
— Уникальность проекта «Одежда борца — бухын хубцас» в том, что создана специальная спортивная экипировка для бурятских борцов — шудак и бус. Мы надеемся, что наш труд послужит для развития и укрепления бурятской национальной борьбы. Для изготовления одежды необходимо желание, упрямство, усидчивость. Нет человека, который не научился бы творить, просто ему нужно найти свой стиль. В швейном деле столько разнообразия, как и звезд на небе, поэтому в нем каждый может найти свое направление, свою дорогу. Кто-то научится шить шов «шэрэхэ», другой — изготовлению пояса или вышивкам. Тут не надо бояться, главное — учиться.
Осенью 2024 года запланировано обучение швей из всей этнической Бурятии ручной вышивке «шэрэхэ», созданию лекал, технологии и конструированию борцовской формы. Мастер-классы будет проводить модельер Баирма Митупова.
Ее желание — научить новых швей шитью одежды бурятской борьбы бухэ барилдаан, чтобы вдохновлять каждого бурятского борца на новые победы.