Тарифы заморозят. Но не все

Хорошие новости поступили на прошлой неделе из Москвы — Владимир Путин поддержал заморозку тарифов естественных монополий в 2014 году

Речь идет о заморозке тарифов на проезд по железной дороге, цен на газ и электроэнергию. «МК» попытался узнать, будут ли также заморожены цены на теплоэнергию, которые составляют около 60% стоимости коммунальных услуг в обычной улан-удэнской благоустроенной квартире.

Хорошие новости поступили на прошлой неделе из Москвы — Владимир Путин поддержал заморозку тарифов естественных монополий в 2014 году

Как показали прошедшие выборы в различные органы власти в республике, стоимость квартплаты оказалась в числе наиболее актуальных тем, которые беспокоят жителей республики, особенно улан-удэнцев.

— Высокая стоимость коммунальных услуг, по моим ощущениям, в этом году вышла на первый план у жителей города, — считает профессор, член Общественной палаты РБ Валерий Архинчеев. — Особенно эта проблема актуальна для благоустроенного сектора города, и люди не понимают, почему квартплата растет такими темпами, что гораздо выше темпов индексации их заработной платы. А главная причина роста стоимости теплоэнергии это растущая цена угля, которая, в отличие от самих тарифов на тепло, никем не регулируется. И эта доля в тарифе на тепло приближается к 70%. И как только угольщики в очередной раз повышают цены на уголь, так энергетики спешат в РСТ для того, чтобы пересмотреть тариф в сторону увеличения. Поэтому угольщики могут ежегодно повышать цены, поскольку улан-удэнские ТЭЦ привязаны к определенным сортам угля, которые сложно заменить другим. Да, на Кузбассе уголь может стоить дешевле, но когда к нему прибавляется дорогой транспортный тариф, то стоимость оказывается сопоставимой или еще выше, чем расположенный в 160 километрах от Улан-Удэ Тугнуйский угольный разрез (СУЭК). Поэтому та же ТГК-14 покупает уголь по цене от 1,5-2 тыс. рублей и выше за тонну. Однако в этом году впервые за многие годы стоимость угля на мировом рынке значительно снизилась, достигнув трехлетнего минимума. Будут ли при дешевеющем угле снижаться и цены для внутренних потребителей? Пресс-секретарь СУЭК Алексей Науменко на запрос «МК» не ответил. Улан-удэнский экономист Юрий Кравцов считает, что если цены на уголь будут заморожены, то в течение нескольких лет отрасль может быть разрушена и мы снова увидим замерзающие поселки, забастовки и бунты шахтеров. Ведь угольная промышленность занимает особое, стратегическое место в стране.

— Это станет катастрофой для энергетики, а модернизация отрасли будет отброшена назад, — отмечает Кравцов. — Тем более, что через пять лет в Бурятии будет дефицит электроэнергии, но новые мощности при таком подходе вряд ли удастся быстро ввести в строй. Вдобавок из-за нескончаемого роста цен на уголь внутреннее потребление этого топлива в стране, по данным различных источников, снизилось на 7% за последние годы. Топить углем для населения невыгодно, грязно и тяжело. В итоге с углем может произойти та же комбинация, что и с бензином — когда мировые цены на нефть растут, в России на бензоколонках они повышаются под предлогом роста мировых цен. Когда цены на нефть падают, в России они стоят на месте либо снова увеличиваются. Поскольку монополисты снова хотят переложить свои издержки на плечи рядовых потребителей. По всей видимости, так же произойдет и с углем, и теплоэнергией в Бурятии. Тем более, что по поводу замораживания тарифов на тепло Путин ничего не сказал. Так что если теплоэнергия будет расти такими же высокими темпами, а электроэнергия стоять на месте, то возникнет больше возможностей для перехода на электрообогрев жилищ. Иркутянам несказанно повезло в 90-е годы с губернатором Юрием Ножиковым, который смог отстоять местную энергетику от Чубайса и благодаря которому каждый иркутянин сегодня получает фактически природную ренту от того, что он живет возле Байкала.

Дмитрий РОДИОНОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру