Скудея на глазах, этот поток расползается ручейками по каменистому руслу, оголяя грязь, копившуюся на дне годами. Вроде весна, и все мы ждем половодья и даже опасаемся быть подтопленными, но воды в реке как не было, так и нет.
Участь Уды, к великому сожалению, не исключение, реки сохнут в Бурятии повсеместно. Серьезность ситуации еще и в том, что Байкал, на который республика возлагает все свои главные надежды, теряет естественные притоки. Проблема эта пока еще не приобрела угрожающего положения, но прятать голову в песок уже недопустимо.
Точка невозврата
Географическое общество России бьет тревогу. Все разговоры о том, что всемирное наследие, жемчужина Сибири — озеро Байкал под надежной защитой, оказались лишь пустой болтовней. Озеру грозит смертельная опасность, и если наука, общественность и власть пройдут так называемую точку невозврата (которая, кстати сказать, весьма близка), мир потеряет свое чудо.
Сотрудники Приморского краевого отделения Русского географического общества за 65 дней обошли все побережье Байкала. Приморские географы повторили маршруты знаменитых экспедиций Петера Палласа (1778-1784) и Ивана Черского (1877-1881). Именно тогда, более 130 лет назад, проводились исследования водотоков Байкала. Сколько сегодня рек пополняет священное озеро, стало известно благодаря именно этой кругобайкальской экспедиции.
Недосчитались 40 рек
— С уверенностью могу сказать, что перед нами предстала страшная картина. Всего за сто лет Байкал потерял 40 полноводных рек и ручьев, которые постоянно питали озеро, — говорит Сергей Саблин, руководитель дальневосточного экспедиционного центра «Белый дракон».
Таким образом, в Байкал сейчас впадает всего 297 рек, а не 337, как мы всегда думали. Географы Приморья уверены: пора от слов переходить к делу, а то в один прекрасный момент станет поздно.
— Определить причину усыхания рек крайне сложно, — продолжает Сергей Саблин. — Естественно, огромный урон наносят хамское природопользование, беспорядочная браконьерская рубка лесов, однако в некоторых заповедных зонах мы тоже наблюдали сухие русла. Безусловно, все сходятся в одном: без помощи руки человеческой эта проблема не возникла. Даже, казалось бы, самая естественная причина ухода рек — землетрясение — не возникает сама собой. Может, официальная наука скажет, что наши исследования лишь профанация, однако в литературе прошлых лет нет четкого указания, сколько рек питает Байкал. В одном источнике я наткнулся на следующее: «Наука склонна доверять цифре 336», что это? Мы же провели исследования, такие же, как когда-то провели Черский и Паллас. Посчитали реки, измерили ширину, глубину и скорость течения. После обработки данных мы будем знать, сколько воды попадает в озеро.
Естественное безобразие
Официальная наука повода для паники не видит. В Бурятском региональном объединении по Байкалу говорят, что реки сохнут по двум причинам. Во-первых, сама природа регулирует уровень воды. Реки могут совершенно естественно как увеличивать уровень воды, так и уменьшать его. Сейчас как раз тот самый период, когда большой воды не предвидится.
Второе, и это, наверное, главное — деятельность человека, нацеленная на уничтожение леса. Лес естественный регулятор. Прошли дожди, вода постепенно ушла в грунт и напитала подводную реку. Леса нет, сток воды увеличивается, а почва остается сухой. К великому сожалению, рубят у нас везде, и остановить этот процесс никто не может или не хочет. Значит, и дальше будут мельчать реки. Значит, и вероятность потерять Байкал вполне реальна.
Что же касается Уды, то перспективы на ближайшие 5 лет хоть и безрадостные, но не катастрофические. Период естественного уменьшения воды, который человеку не подвластен, продлится еще минимум 3 года, а это значит, что Уда станет еще меньше.
Олег ДАНИЛОВ.