Введены беспрецедентные меры по обеспечению пожарной безопасности.
С 18 апреля любому гражданину, не имеющему отношение к пожаротушению, доступ в лес запрещен. Ослушание грозит штрафами от 3 до 4 тыс. рублей для физических лиц, от 100 до 200 тыс. рублей — для юридических. Прошла Пасха, на носу майские праздники, День Победы и просто отличные выходные, которые законопослушный народ вынужден будет провести в загазованных городских трущобах.
Между тем нетрудно усмотреть, что пожары расширяют свою географию и устремляются как раз туда, где много лет бесконтрольно и варварски вырубаются наши леса. При такой заготовке верхушки деревьев, сучья и прочие отходы лесозаготовок, в отличие от советских времен, никуда не вывозятся. Именно эти отходы превращают лесную подстилку в прекрасный горючий материал. Бывает, лес поджигают намеренно, чтобы потом быстрее продать на корню. Бывает, поджигают затем, чтобы замести следы браконьерства. С тех самых пор, как в стране было ликвидировано министерство лесного хозяйства, а вместе с ним 1300 лесников по всей Бурятии, лес остался без хозяина. Стало привычным весь год не обращать на проблемы леса никакого внимания, а с началом пожаров трезвонить во все колокола. Трезвонить получается все выгоднее.
Если в 2006 году из федеральной казны на пожаротушение в Бурятию было направлено почти 21 млн. рублей, в 2007 году — 26,5 млн., в 2010 году на то же самое было потрачено 93 млн. рублей. В этом году в качестве субвенций из федерального бюджета на исполнение республикой переданных полномочий в части тушения лесных пожаров запланировано уже более 115 млн. рублей (83 из них уже поступило). Плюсом из республиканского бюджета на те же цели выделяется более 13,5 млн. рублей, из городского — 5 млн. 284 тыс. рублей. Ответственные за леса со всей ответственностью заявляют, что даже эти цифры раза в два меньше от потребности в авиационном патрулировании, работе пожарных машин, тракторов, проведении профилактических отжигов, разработке проектов противопожарного обустройства лесов, выпуске брошюр, памяток, заказов баннеров и элементарной покупке ГСМ для патрулирования лесов, куда втянуты сотни и сотни людей. Эффект патрулирования мизерный. Из 184 уголовных дел, возбужденных в прошлом году по фактам лесных пожаров, привлечено к уголовной ответственности всего 5 человек.
Но ведь на самом деле результат здесь не важен. Чем больше пожаров, тем больше денег.