Несмотря на заверения нового руководства аэропорта о том, что объект не планируют перепродавать, большинство экспертов считает, что после 350-летнего юбилея аэропорт пройдет предпродажную подготовку и его постараются перепродать настоящему хозяину.
Основной вид деятельности ИФК “Метрополь” — спекуляции на фондовых рынках, а философия бизнеса Михаила Слипенчука заключается в “создании стоимости”. В 2006 году “Метрополь” купил Озерное цинково-свинцовое месторождение в Бурятии за 55 млн. руб. и вскоре перепродал половину прав на месторождение за $125 млн. шведской компании Lundin Mining. С аэропортом рентабельность сделки по перепродаже, скорее всего, будет существенно меньше.
— Покупка во многом продиктована политическими мотивами, — считает эксперт “МК” Юрий Кравцов. — К юбилею 350-летия дружбы народов аэропорт должен приобрести нормальный вид, там сделают косметический ремонт, обновят мебель, чтобы достойно принять гостей. Но не более, поскольку для ИФК аэропортовая деятельность не является профильным активом.
В свою очередь член нового совета директоров ОАО “Аэропорт Байкал” Баир Цыренов заявил в СМИ, что “Метрополь” собирается в ближайшие годы вкладывать средства и осуществлять план модернизации аэровокзального комплекса.
Однако Юрий Кравцов считает, что это всего лишь игра слов. Поиски покупателя начнутся очень скоро. Тем не менее эта сделка, по его словам, “является грамотным политическим ходом Вячеслава Наговицына”, поскольку позволяет на короткий срок решить застарелую проблему аэропорта за счет средств Слипенчука, который в обмен может получить мандат члена Совета Федерации от Бурятии. Что откроет для него просто колоссальные возможности лоббирования своих интересов на уровне федерального центра.
Аэропорт в Бурятии — один из немногих в стране, где глупые либо слишком алчные чиновники сами создали себе проблему. В 2000 году аэропорт вместе с “Бурятскими авиалиниями” (контрольный пакет находился в республиканской собственности) был передан с аукциона правительством РБ некоему ООО “Медиа-групп” (его учредитель — близкий к чиновникам тогда еще мелкий бизнесмен Алексей Попов) под пустые обещания вложения колоссальных сумм и превращения его в международный. Но в реальности инвестор оказался дутым — огромные активы, в том числе парк лайнеров и вертолетов, были сразу же проданы. А также единственный в Сибири новейший вертолетный тренажер стоимостью несколько миллионов долларов по подготовке вертолетчиков, для которого даже выстроили целое здание. Хотя с помощью этого тренажера можно было зарабатывать деньги на подготовке и переподготовке специалистов. В 2003 году прокуратура РБ возбудила уголовное дело по фактам мошенничества при продаже имущества ООО “Медиа-групп”. Но к этому времени разбогатевший Попов подключил свои ресурсы, дело передали в Управление генпрокуратуры РФ в СибФО (г. Новосибирск), где оно было благополучно похоронено. Пока шла разделка туши бывшей республиканской собственности, здание аэропорта ветшало, а гости столицы одно время даже были вынуждены справлять свои нужды в… туалете на улице.
Позже само здание аэропорта и остатки имущества оказались в структуре Бориса Абрамовича (владельца “КрасЭйр”), а затем за 27 млн. долларов — в австрийской Meinl Airports International. Однако последнему в 2007 году “впарили” аэропорт на пике стоимости — под прожект строительства турзоны на Байкале. Когда австрийцы обнаружили, что строительство турзоны затягивается, а вкладывать в аэропорт надо еще с десяток миллионов долларов, они решили выйти из проекта, дожидаясь оживления экономики и послекризисного роста спроса на такие объекты.
Но это не устроило Наговицына. В конце 2008 года он заявил, что ему “стыдно перед гостями Бурятии за нынешнее состояние аэропорта” и публично пригрозил австрийцам войной — подключением ФСБ с целью заставить их выполнить свои обязательства. На австрийцев это не подействовало. И лишь после того, как в 2009 году им было заявлено, что друзья из “Метрополя” якобы построят рядом еще одно здание (что оказалось в итоге блефом), австрийцы нехотя пошли на переговоры о продаже аэропорта. В итоге инвесторы вышли из проекта с колоссальным убытком, продав объект Михаилу Слипенчуку всего за $5 млн.
— После 350-летия максимум через два года аэропорт будет перепродан профильному инвестору, — убежден Юрий Кравцов. — Ведь только настоящий хозяин сможет сделать реальную модернизацию аэропорта и привести его в соответствие международным требованиям.