Под крылом альма-матер

От совпартшколы до колледжа искусств: такой путь прошел один из ведущих ссузов России

Две пятистенные избы, почти полное отсутствие элементарного оборудования, несколько педагогов и 60 учащихся. Все это и называлось в тридцать шестом Кяхтинской политпросветшколой.

От совпартшколы до колледжа искусств: такой путь прошел один из ведущих ссузов России
Директор колледжа искусств Лидия Лоскутникова.

Между смутным “когда-то” и вполне перспективным “сегодня” несколько поколений руководителей и педагогов творили историю одного из ведущих в России ссузов сферы культуры и искусства.

Э то учебное заведение не раз меняло название — политпросветшкола — культпросветшкола — культпросветучилище — училище культуры и искусств — колледж искусств им. П.И.Чайковского. Но в нем неизменной осталась прежняя аура — атмосфера высокой культуры, творческого начала, непреодолимого стремление к совершенству. Как и прежде новое поколение студентов бывшего Бурятского республиканского училища культуры и искусств (БРУКиИ) несет по жизни яркий факел культуры. По большому счету в деятельности этого учебного заведения как в капле байкальской росы отражается состояние духовности нашего общества. А современная материально-техническая база ни в какое сравнение не идет с тем, что было в тридцать шестом. Сейчас в нем есть два учебных корпуса, художественные и столярные мастерские, мастерские декоративно-прикладного искусства, кабинет звукозаписи, театральные и хореографические классы, библиотека, комфортабельное общежитие (Дом студента), новое и новейшее оборудование, пошивочный цех, костюмерная, инструменты. Обо всем этом и многом другом в канун 75-летнего юбилея колледжа культуры и искусств поведала “МК” в Бурятии” его директор, заслуженный работник культуры РФ и РБ Лидия Лоскутникова.

— Лидия Васильевна, ваше образовательное учреждение прошло путь от небольшой политпросветшколы до российского флагмана ссузов своей сферы. Обозначьте основные вехи в период его становления.

— Пройден многотрудный тернистый путь. Начало нашего колледжа (училища) проходило в сложное время. В те годы на Кяхтинскую политпросветшколу была возложена ответственная миссия — проводить в жизнь идеологию государства. Но вскоре в момент ее становления грянула война, и работа школы приостановилась. Ее деятельность возобновилась в опять-таки переломный момент — послевоенное лихолетье: в сорок седьмом на учебу было принято 90 слушателей. В 1960 году культпросветучилище перевели в Улан-Удэ, что позволило поднять статус учебного заведения и расширить его возможности по подготовке специалистов не только для республики, но и для регионов Восточной Сибири.

Ансамбль народного танца “Ликование”.

— В 1959 году училище возглавил А.М.Герштейн. Что изменилось в его деятельности с приходом Анатолия Михайловича?

— Началась работа по реформированию училища, укреплению его кадрового состава. В его бытность директором особенно сельская культура остро нуждалась в кульпросветчиках. В 1963 году (тогда мы занимались в старом деревянном, но уютном здании, которое раньше стояло напротив оперного театра) я поступила на библиотечное отделение КПУ и видела, как работал педагог от Бога Анатолий Михайлович Герштейн, которому я многим обязана и который дал путевку в жизнь целой плеяде культпросветчиков.

Анатолий Герштейн. По словам Лидии Лоскутниковой, это харизматическая личность, умнейший и глубоко порядочный человек. Настоящая глыба в системе образования и культуры. Этого высокого, статного, рассудительного и галантного мужчину уважали коллеги и обожали студенты. Для него не было неразрешимых проблем. В начале своего директорства он ставил на сцене интересные инсценировки и сам в них участвовал. Как утверждают ветераны, он заражал всех кипучей энергией.

— А еще училище возглавляли А.Н.Шодонов, В.Г.Николаев, А.А.Гинеев, Б.Б.Бальжиров, в создании хореографического отделения активно участвовал знаменитый Петр Абашеев. Какими они были людьми?

 

— Прежде всего, личностями с большой буквы, составлявшими гордость и славу нашего учебного заведения. Они всего себя без остатка отдавали делу своей жизни, не только учили молодежь, но и воспитывали в них чувство ответственности. Алексей Николаевич Шодонов возглавлял училище в непростые пятидесятые годы. Много сделал для сплочения коллектива Виктор Гаврилович Николаев. Он навсегда остался в истории нашего колледжа и в нашей памяти как очень чуткий и внимательный к преподавателям и студентам директор. При нем, так же как и при А.А.Гинееве и других директорах, царила атмосфера творчества, горения и новаторства.

— Вы возглавили альма-матер в, пожалуй, сложнейший период в истории вашего учебного заведения — в 1991 году. Как удалось коллективу выстоять в лихие девяностые?

— Это на самом деле был труднейший период, который проэкзаменовал всех нас на прочность, силу духа. С 1993 года наши педагоги практически не получали зарплату. Помню, как они поджидали меня на крыльце училища и просили “хотя бы немного денег” на текущие расходы. И материальная база у нас тогда устарела, и трудиться по старинке было нельзя. В те же годы мы кардинально изменили стиль работы: учились выживать в новых экономических условиях, не боялись смелых экспериментов. В 1996 году вопреки всему перешли на новые условия хозяйствования. Это развязало нам руки и дало возможность самим принимать важные управленческие решения и самостоятельно зарабатывать деньги, которые, в первую очередь, шли на содержание материальной базы. А выдюжили, выстояли мы во многом благодаря сплоченности команды единомышленников, чувству ответственности и чувству локтя педколлектива, а также поддержке со стороны министерства культуры и моих коллег по цеху — руководителей учреждений культуры. Я бесконечно благодарна нашим преподавателям, в том числе и тем, кто многие годы работал и продолжает работать в родном коллективе — Т.А. Соболевой, Т.П. Кирпичниковой, Е.Н. Поповой, В.С. Сультимовой, Н.П. Волкову, А.Р. Багееву, Г.И. Белозеровой и многим другим. Они помогали и поддерживали меня во всех моих начинаниях.

Парадоксально, но в трудные девяностые коллектив БРУКиИ не только выстоял, но и значительно продвинулся вперед в плане развития. Именно в те годы появились новые специализации. В 1990 году открылась специализация “Живопись” (у истоков создания и становления художественного отделения стоял народный художник России и РБ С.Р.Ринчинов), годом позже — новая специализация “Искусство”. В 1992 году открылась специальность “Актерское искусство”, а в 1993 году — специализация “Режиссер-организатор театрализованных представлений”. В тот период удалось создать оркестр бурятских народных инструментов, актерское отделение, студенческий театр “Арлекин”.

— В 2001 перед вашим педколлективом встал поистине гамлетовский вопрос “Быть или не быть”?

— Тогда наше училище пытались закрыть. Но нас поняли и поддержали на всех уровнях. И его удалось отстоять. В те годы мы выясняли, что более 50% наших выпускников работают в сельской местности. Кстати, сегодня эта цифра составляет порядка 59%, и один из наших приоритетов — выполнять социальный заказ министерства культуры, готовить специалистов для села.

— Гордость вашего учебного заведения — творческие коллективы, к которым пришло признание…

— Сегодня у нас восемь творческих коллективов. Это ансамбли — народного танца “Ликование”, бурятский фольклорный “Булаг”, русской песни и танца “Живица”, бурятских народных инструментов, учебный театр “Арлекин”, цирковая группа “Кавалькада”, эстрадно-вокальная группа “Твой стиль”, квартет морин-хуристов “Жонон”. Наши студенческие коллективы громко заявили о себе далеко за пределами Бурятии. К примеру, ансамбль “Ликование” покорил Европу: стал золотым призером V дельфийских молодежных игр в городе Красноярске, произвел настоящий фурор, участвуя в международном проекте “От степей Монголии до Байкала” в г. Безансон (Франция).

Конечно же, мы гордимся и своими выпускниками, которые состоялись в жизни, прославили Бурятию и альма-матер, — заместителем министра культуры РБ Сергеем Добрыниным, именитым драматургом Степаном Лобозеровым, известным художником Зорикто Доржиевым, режиссером Туяной Бадагаевой и многими другими.

— Вижу, что у ваших воспитанников горят глаза. Несмотря ни на что, у них есть неистребимое желание работать по профессии. Эта талантливая молодежь едет в сельскую глубинку. Что движет такими учащимися?

— Прежде всего, преданностью профессии, которую они не променяют ни на какую другую. Такое отношение к своему делу во все времена отличало наших педагогов и студентов. К сожалению, бывает, что родители в погоне за пресловутой престижностью переводят своих детей в другое учебное заведение. Но через год-другой они снова возвращаются под наше крыло: ведь это творческие люди, которые не представляют себя без задушевных песен, зажигательных танцев, магического притяжения сцены. Уверена, что за счет такой категории молодежи и “бьется сердце” культуры. Это невидимая прочная нить, которая связывает наше прошлое и настоящее, и позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. А наше “завтра” мы строим сегодня, делая упор на укрепление материально-технической базы, внедрение инноваций, раскрытие творческого потенциала студентов, которым интересно учиться в колледже, ставшим для них вторым домом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру