Интересно посмотреть, на чем держится это миролюбие, а самое главное, как развивается в Бурятии этот глубинный во всех смыслах процесс.
Метисы, евробуры, узбекбуры и далее
Если люди-народы действительно живут вместе, их кровь начинает смешиваться. Жить вместе, значит не только строить, торговать и побеждать. Смешанные браки всегда были самым ярким показателем истинной дружбы, а дети от такого союза — надежнейшим залогом крепких отношений в будущем. Как-то так за Байкалом появился типаж людей, которых мы называем карымами. Соединение русской и бурятской крови породили метисов. Никого уже не смущает, что в современных брачных объявлениях наши земляки запросто указывают свою национальность как “метис”, даже не пытаясь уточнить, что конкретно они имеют в виду. Ключевая фигура нашего политического небосклона председатель Народного Хурала Бурятии носит ярко выраженную еврейскую фамилию, при этом обликом, манерой речи и даже ударениями ничем не отличается от коренного представителя титульной нации. Мало того, что все эти обстоятельства не помешали Матвею Гершевичу на протяжении многих десятилетий делать в Бурятии мощную карьеру. Ужасное косноязычие уроженца глухого села Улюн Баргузинского района не смогли выправить ни классическое образование в лучшем юридическом вузе страны, ни годы работы на посту высокого начальника, ни постоянное общение с федералами. Очевидно, что большинство наших соотечественников такое режущее сторонний глаз несоответствие воспринимают как нормальное явление, такое же естественное, как, к примеру, баргузинский бурят с распространенной фамилией Евреев.
Другой вопрос, что полностью раствориться в хорошо разогретом в Бурятии котле национальностей все же как-то не получается. Судя по брачным объявлениям, метисы редко ищут метисов. Подавляющая масса предпочитает большей определенности в этом вопросе, четко указывая, с кем хотят иметь отношения даже на время. Почти классический пример “ухода” интернационального ребенка в ту или иную сторону ежевечерне демонстрирует нам местное телевидение. Стартовавшие практически в одинаковых условиях (мать — русская, отец — бурят) две звезды местного телеэфира Инесса Петонова и Лариса Иринцеева на выходе получили совершенно разный результат. Одну мы смело можем причислить к стану титульной нации, а вторая вполне резонно воспринимается народом как чисто европейский типаж.
Интересно, что такое чудо в нашей политике, как евробур Матвей Гершевич всегда двигался по карьерной лестнице как национальный кадр. Более того, когда в конце 90-х прокурор республики Павел Макеевский решил установить в своем ведомстве национальную разнарядку (в соотвествии с процентом проживающих в республике бурят), то из двух своих бурят-заместителей, к тому же окончивших одну и ту же сельскую школу, получивших одинаково блестящее образование — Капитона Будаева и Матвея Гершевича, — он остановил выбор на последнем. Капитону Аюрзанаевичу Будаеву обижаться на судьбу тоже не приходится, он стал председателем Конституционного суда Бурятии, но сам факт!
В интересах геополитики
А что сегодня? А сегодня на сцене миролюбивой Бурятии все активнее появляются азербайджанцы, армяне, киргизы, узбеки, афганцы... Появление в наших рядах, к примеру, узбекбуров — вполне предсказуемый дипломатический ход и способ выживания для этноса, который пришел сюда всерьез и надолго. Ребенок разных кровей изначально стоит на двух культурах, держится за два языка, а значит, более крепок, устойчив и успешен (блестящий пример Матвея Гершевича). Почему бы федералам не перенять положительный, естественно сложившийся опыт Бурятии и не начать таким образом увеличивать катастрофически поредевшее народонаселение Сибири. Заполнять огромную территорию надо, без вливаний со стороны, видимо, уже не обойтись, а процесс сей требует от власти контроля и осторожности. Так почему бы дружбу народов в виде тех же смешанных браков по мере сил не начать поощрять? К примеру, учредить материнский капитал на таких детей или какую-нибудь премию. В любом случае результат таким капиталовложениям гарантирован.