В обращениях утверждалось, что председатель Верховного суда Бурятии Анатолий Хориноев совершил действия, несовместимые с высоким званием судьи, позорящие его честь и достоинство и умаляющие авторитет судебной власти. Как гласит документ, ознакомившись с вышеуказанными обращениями и результатами проведенной летом прошлого года проверки, ВККС посчитала необходимым провести еще одну проверку сведений, указанных в данных обращениях, и создать с этой целью официальную комиссию.
В состав комиссии, согласно ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», вошли уже приезжавший в Бурятию прошлым летом первый заместитель председателя Восточно-Сибирского окружного военного суда Дмитрий Соседов (он же руководитель комиссии), председатель Калужского областного суда Дмитрий Краснов (от совета судей России), завкафедрой Российской правовой академии минюста РФ Вадим Виноградов (от представителей общественности) и секретарь ВККС России, замначальника отдела по обеспечению деятельности ВККС Светлана Филипчик (от аппарата ВККС). Как гласит решение, комиссии необходимо изучить представленные в ВККС материалы при необходимости с выездом в том числе в г. Улан-Удэ, причем в максимально короткий срок надлежит дополнительно опросить всех лиц, располагающих какой-либо информацией по данному вопросу, имеющей значение для полных и объективных выводов, получить или истребовать необходимые документы.
Как удалось выяснить, первая в этом году коллегия ВККС назначена на 27 февраля, и, скорее всего, там и будут заслушаны выводы, к которым придет, изучив документы, высокая комиссия. На сегодня большинство ее членов уже приступили к изучению материалов. Рассматривается и вопрос их посещения Улан-Удэ. Немаловажно, что к имеющемуся перечню документов и свидетельств неадекватного для носителя судейской мантии поведения Хориноева добавилось частное определение суда г. Петровск-Забайкальска, в котором впервые в истории республиканского правосудия в отношении Верховного суда Бурятии и, в частности, его председателя другой суд вынес требование прекратить финансовые нарушения. Иначе говоря, этот пагубный факт больше ни у кого сомнений не вызывает. Все меньше сомнений и относительно того, какие именно последствия все это будет иметь для карьеры Анатолия Орхоковича. Существующая практика подсказывает два возможных развития событий, как-то: предупреждение о дисциплинарной ответственности или досрочное прекращение полномочий. Учитывая то обстоятельство, что в канун Нового года Хориноеву в Москве было таки сделано предложение добровольно сложить свои полномочия, этот порядком затянувшийся сюжет больше склоняется ко второму варианту.
Между тем в судейском сообществе Республики Бурятия обстановка накалена до предела. Хотя по понятным причинам происходящие события носят сугубо внутренний характер, они не могут не сказываться на судьбах мирных граждан, вынужденных обращаться в храм правосудия по своим нуждам.
Чего стоит одно только выступление Хориноева, заявившего перед телекамерами, что «журналисты все врут». Как может непредвзято вершить судьбы людей суд, под крышей которого много лет открыто расхищались миллионы бюджетных средств. Почему в наших судах стало возможно такое? Хочется надеяться, официальные выводы комиссии относительно морально-этического облика председателя Верховного суда Бурятии Анатолия Хориноева ответят и на этот вопрос. Как говорится, вскрытие покажет.