«Золотой дом» Владимира Басова

Время и место действия фильма — двадцатые годы, Бурят-Монголия

08.02.2012 в 06:49, просмотров: 5326

Герой фильма — маленький батрак-пастушонок Арсалан — становится послушником буддийского храма. Мальчику не нравится жизнь в монастыре, он часто думает о комиссаре Игнатьеве, которого мать прятала в юрте от белых и который однажды, в знак дружбы, подарил Арсалану кобуру от револьвера. Набравшись храбрости, мальчик все-таки бежит из монастыря.

«Золотой дом»  Владимира Басова

«ЗОЛОТОЙ ДОМ» («Мосфильм», 1960 г.).
Режиссер: Владимир Басов.
Сценарий: Г.Цыденжапов, Д.Батожабай.
Музыка: Бау Ямпилов.
В ролях: Л.Линховоин, М.Степанова, А.Ильин, Н.Гендунова, Б.Вампилов, Боря Семенов, Мила Маншеева и др.

Руководство республики вышло на «Мосфильм» и договорилось о съемках фильма о Бурятии. Планировалось показать его на декаде литературы и искусства Бурятии в Москве. Сценарий было поручено написать литератору Даширабдану Батожабаю, который уже имел опыт работы в кино (первый сценарий он написал по сюжету своего рассказа «Песня табунщика», за что получил звание почетного милиционера Москвы).

Владимир Басов попал в вытрезвитель

Режиссером фильма был назначен «тот самый», но тогда еще молодой Владимир Басов. Приезд столичного актера произвел в Улан-Удэ настоящий фурор. Его возили на экскурсии в Агу, в Иволгинский дацан к ламам и, конечно же, на Байкал. Наше знаменитое гостеприимство было долгим, щедрым и обильным. Не закончилось оно и во время съемок. Платили в те годы за съемки совсем неплохо (массовке — по три рубля за один час) и отдых за столом часто перерастал в застолье. За столом засиживались и Лхасаран Линховоин, игравший в фильме красного командира Лодона, и Антроп Ильин, изображавший ламу, и Владимир Басов. Однажды после съемок Басов, оказавшись в узком кругу съемочной группы, изрядно выпил. По пути в гостиницу наткнулся на местных милиционеров, которые увезли будущего знаменитого и любимого советского актера в улан-удэнский вытрезвитель, где тот и переночевал. Об этом случае стало известно. Местная газета даже написала статью, смысл которой сводился к предсказуемой морали: дескать, вместо того, чтобы подавать положительный пример, работник культуры подает пример отрицательный. Даширабдан Батожабай ходил даже ругаться с редакцией, заступаясь за Владимира Басова. Поскольку сроки декады неумолимо приближались, Басова трогать не стали и дали ему доснять фильм.
В процессе создания «Золотого дома» было сшито около сотни костюмов и масок, из района пригнали табун лошадей, а из Москвы приехали каскадеры. Работа кипела. Для съемок национального праздника варили позы, забили барана, поэтому все блюда, включая кумыс, были настоящими. Так что ели и пили вполне натурально. Впрочем, в кадре много ели и пили отрицательные герои, положительным же героям много есть и пить на экранах не дозволялось.

О пользе пива и верховой езды

Многие улан-удэнцы помнят летнее кафе под оперным театром, там, где еще недавно высилась скульптура «Гостеприимной Бурятии». Летним вечером 1959 года Константин Кузнецов, участник Великой Отечественной войны, представленный к званию Героя Советского Союза, встретился со своим одноклассником, занятым в массовках на съемках «Золотого дома». Тот, посмотрев на отставного офицера морской пехоты, предложил попробовать себя в кино. Вид у Константина был бравый — в военной форме, статный, с колоритным казацким чубом а-ля Григорий из «Тихого Дона». Выпили пива и, не откладывая дело в долгий ящик, зашли в гостиницу «Байкал», к Владимиру Басову. Режиссер спросил: «На коне скакать умеешь?».
Получив утвердительный ответ, Басов заставил его облачиться в папаху и бурку. Внешний вид Кузнецова так восхитил режиссера, что морской пехотинец вышел из гостиницы уже в роли командира казачьей сотни. Домочадцы Кузнецова приняли эту новость за бред нетрезвого фронтовика.

Линховоин скакал на деревянном коне

Доказывать свое верховое искусство Кузнецову пришлось довольно скоро, ведь в фильме было много сцен с участием конницы. Для начала Кузнецов отучил жеребца, на котором ездил Линховоин, приставать к молоденьким кобылицам республиканского ипподрома. Жеребец до того входил в раж от обилия женского пола, что частенько брыкался и однажды Линховоин слетел с коня, сильно повредив колено. Кузнецов проскакал на этом рысаке около двадцати километров, нещадно понуждая животное нагайкой и шпорами, – скакун присмирел. Однако Линховоин с перевязанной ногой стал негодным всадником. Вышли из положения так: соорудили деревянную качалку, Линховоин садился на нее, кричал «Ура!» и махал шашкой. Артиста снимали крупным планом и на его фоне — будто бы вслед за ним — скакали остальные красногвардейцы.

Вообще на съемках приходилось преодолевать множество трудностей. Так, по сценарию была сцена с козлом-провокатором. Козел-провокатор — это такое животное, за которым идет на забой все остальное стадо. Съемочной группе никак не удавалось найти такого козла, и Басов требовал, чтобы Батожабай убрал его из сценария. Батожабай сопротивлялся. В конце концов, провокатора нашли на мясокомбинате (он водил баранов в последний путь) и эпизод был снят без купюр.

В начале сентября натурные съемки были закончены. Декорации и бутафория «разошлись» по местным театрам, а деревянные тигры были подарены Иволгинскому дацану, их сейчас можно увидеть у входа в главный буддийский храм. Съемочная группа перебралась в Москву. Работа в павильонах «Мосфильма» шла ударными темпами. Обком партии республики через разное начальство добивался выхода фильма к началу декады. Работы над другими фильмами были приостановлены.

Девочка, хочешь сниматься в кино?

Главную роль Арсалана — мальчика-пастушка, который пас баран у богатого нойона и активно помогал красным, — сыграл ученик школы №3 Боря Семенов. Роль девочки Долсон — пионерка Мила Маншеева. Маленький буденновец — Володя Ласточкин из Иволгинской средней школы.

О дальнейшей судьбе Бори Семенова удалось узнать очень немного. Когда он окончил 7 классов, его мама, которая воспитывала сына одна, вышла замуж, и они уехали на Ольхон, в поселок моторно-рыболовецкой станции. Чем бывший артист занимается сейчас — не- известно.

Еще в 2003 году Людмила Николаевна Маншеева работала преподавателем, директором Института экономики и права ВСГТУ. И даже коллеги и знакомые не знали о ее роли в «Золотом доме».

«МК» встретился с ней.

— Как вы попали на съемки фильма?

— Мне тогда было 11 лет. Повсюду в городе висели объявления о конкурсе на участие в фильме девушек. Подруги позвали меня сходить туда ради любопытства. Отбор проходил в нынешних мастерских около оперного театра. Там собралось очень много народу. Вдруг открылась дверь, и один дяденька, увидев меня, попросил задержаться. Это был Георгий Натансон. Он повел меня на просмотр к Басову. Тот спросил: «Девочка, хочешь сниматься в кино?», а у меня вообще такого желания не было. Я испугалась. Родители мои были против съемок. Но моему отцу позвонили «сверху» и спросили: «Вы коммунист?». В общем, уговорили. Съемки проходили в суровом режиме. Вставали рано утром, работали до заката. Натурные съемки проходили возле Иволги и около нынешних «оленей». К нам все относились очень хорошо, угощали конфетами. Запомнился Линховоин, он всегда улыбался, был в хорошем расположении духа.

— Расскажите о Борисе Семенове, сыгравшем роль пастушка.

— Борю привела на съемки тетя и его сразу взяли, хотя он по фактуре не подходил. Там требовался худенький мальчик-пастушок, а Борька был пухленьким, но глаза у него были страшно озорные. Каждую минуту он сочинял байки, истории, был заводилой, как Том Сойер. После 7 класса он уехал на Ольхон.

— После натурных съемок вас повезли в Москву...

— Да. Нас поселили в гостинице «Украина», организовали культурную программу. В других павильонах мы видели, как работали Людмила Гурченко, Борис Андреев, Олег Стриженов и другие известные артисты.

В конце 60-го года фильм «Золотой дом» был показан на декаде литературы и искусства Бурятии в Москве, а в начале 1961 года он вышел на экраны Советского Союза. Владимир Басов говорил об этом фильме: «Этот фильм – результат работы множества людей. Мы успели сдать ленту к декаде литературы и искусства Бурятии в Москве, но самыми первыми и взыскательными зрителями стали те, кто участвовал в его создании».