Портрет избирателя Бурятии

Социологи опровергли тезис о Бурятии, как о регионе «красного пояса» и преобладании в республике «левых» настроений

Социологическая служба «Эйдос» имеет огромный опыт проведения социологических исследований — еще со времен выборов первого президента Бурятии.

Социологи опровергли тезис о Бурятии, как о регионе «красного пояса» и преобладании в республике «левых» настроений

Результаты деятельности этой службы никогда не давали повода усомниться в их качестве и достоверности, поэтому социологической службе «Эйдос» доверяют и чиновники, и политики, и средства массовой информации, которые часто обращаются к ее услугам. Среди последних исследований, проведенных сотрудниками службы, — опрос избирателей, проголосовавших в день выборов президента России 4 марта нынешнего года.

«МК» беседует с директором социологической службы «Эйдос», доктором политических наук Сэсэг Будаевой.

— Сэсэг Батуевна, прак-тическая ценность социологических исследований, которые проводятся накануне голосования, очевидна. Они позволяют внести коррективы в тактику и стратегию избирательных кампаний. А в чем заключается ценность опросов общественного мнения проголосовавших избирателей в день выборов?

— В официальной электоральной статистике нет информации, с помощью которой можно было бы охарактеризовать социальный портрет лиц, пришедших на выборы. Чтобы узнать, кто именно и как часто люди ходят на выборы, за кого они голосовали и когда было принято политическое решение, проводится опрос уже проголосовавших граждан при выходе с избирательных участков. Такие опросы в прессе называют «экзитполами». Полученная информация позволяет с высокой долей вероятности оценить «прозрачность» выборов, в чем, главным образом, и заключается ее практическая ценность. Не случайно такая разновидность опроса общественного мнения пользуется большой популярностью в мировом сообществе.

— Какие результаты были получены в Бурятии по итогам экзитпола во время выборов президента России?

— Опрос проголосовавших избирателей начался 4 марта в 9 утра и продолжался до 18 часов на территории Заиграевского, Иволгинского, Кабанского, Селенгинского и Тарбагатайского районов и города Улан-Удэ. Всего было опрошено 5669 человек на 38 избирательных участках республики. Этот опрос сразу же выявил лидерство Владимира Путина.

При этом ранжировка кандидатов на пост президента России практически не менялась в течение всего дня, что говорит о стабильности распределения политических сил в Бурятии.

— Можно ли на основании опроса составить портрет современного избирателя? То есть кто, как и почему голосует?

— Если судить по данным последнего опроса проголосовавших избирателей, то на выборах президента России почти равномерно были представлены все возрастные группы. 18-29-летние — 19%, 30-39-летние — 16%, 40-49-летние — 16%, 50-59-летние — 22%, 60-летние и старше — 21 процент. Довольно значительный удельный вес молодежи убедительно говорит о том, что мнение о пассивности молодых людей в решении судьбоносных вопросов страны уже не соответствует действительности. С каждым разом роль молодежи становится активнее, и это радует. Среди избирателей, принявших участие в выборах президента страны, доминируют люди, имеющие высшее и среднее специальное образование. Доля каждой группы здесь превысила 40 процентов. Удельный вес граждан с общим средним образованием составил 12%, а с неполным средним — 6%. Из этого можно сделать вывод о том, что исход выборов в основном определился волеизъявлением избирателей, имеющих высшее и среднее специальное образование, значительная часть которых относится к категории работающих граждан (54% респондентов). И 32% — к пенсионерам.

— Насколько справедливо суждение о том, что на выбор часто оказывает влияние уровень материального достатка избирателей?

— Действительно, в числе актуальных проблем современности первостепенное место занимает проблема дифференциации населения по уровню денежных доходов. Как показал опрос проголосовавших избирателей, на выборы в основном пришли люди, не испытывающие серьезные материальные трудности. Примерно 10% заявили, что «денег хватает на все», 32% ответили, что «денег в основном хватает» и 33% сказали, что «денег хватает на еду и одежду». Примерно каждый пятый избиратель, принявший участие в выборах президента России, причислил себя к группе бедных: 17% заявили, что «денег хватает только на еду», а 3% — что «денег не хватает даже на еду». Иными словами, чем выше уровень жизни населения, тем выше электоральная активность.

— Можно ли, опираясь на данные экзитпола, понять, какими мотивами руководствуются граждане, приходя на избирательные участки?

— 80% избирателей заявили, что «пришли выполнить свой гражданский долг», и только 17% процентов ответили, что «на этот раз пришли поддержать своего кандидата». Такая ранжировка мотивов мало колеблется в различных социально-демографических группах избирателей. Имеющиеся отклонения не превышают статистически допустимую погрешность, поэтому можно заявить, что все избиратели Бурятии, независимо от национальности, пола, возраста, занятости, образования и прочее, при явке к урнам руководствовались одними и теми же соображениями.

— Как часто люди приходят к урнам?

— 83% граждан, принявших участие в выборах президента России, причисляют себя к активным избирателям («всегда участвуют в выборах»), 6% избирателей относятся к группе относительно активного электората («часто участвуют в выборах») и 8% заявили, что «крайне редко приходят на избирательные участки». Доля граждан, проголосовавших в первый раз, составила немногим более 3%. В основном это учащаяся молодежь, которая, в свою очередь, делится примерно на две равномерные группы: 43% пришли голосовать впервые, остальные уже имели опыт участия в выборах.

Должна сказать, что к категории активных избирателей больше относятся женщины (85%), нежели мужчины (79%); пожилые (94%), нежели молодые (60%); занятые (81%), чем безработные (74%); бюджетники (более 80%), нежели работники малых предприятий, сферы торговли, общественного питания, финансово-кредитных учреждений (немногим более 70%). А вот к числу пассивных избирателей чаще относятся молодые (14%), нежели пожилые (2%); мужчины (9%), нежели женщины (6%); безработные (5%), чем занятые (2%).

— Когда люди принимают окончательное решение о том, за кого они будут голосовать?

— Время принятия решения служит важным индикатором уровня осознанности выборов, и в этом смысле жители Бурятии демонстрируют хороший результат. Только 2,4% избирателей заявили, что «окончательное решение они приняли на избирательном участке», 3,5% — «в день выборов» и 4,8% — «за неделю до выборов». Остальные же избиратели (84,6%) указали довольно приличный срок принятия решения, что говорит об устойчивости электоральных предпочтений у подавляющего большинства избирателей республики.

— Наверное, самое интересное в опросе это кто и за кого голосовал?

— В целом обобщенный образ электората Владимира Путина не отличается от социального портрета активного электората Бурятии. Это говорит о том, что он пользуется широкой поддержкой среди абсолютно всех слоев населения независимо от пола, возраста и социального статуса. Подобный расклад опровергает тезис о Бурятии, как о «красном поясе», о преобладании в республике «левых» настроений в обществе, которое на самом деле ценит стабильность, что самым убедительным образом доказал высокий уровень доверия граждан к Владимиру Путину. Конечно, за Геннадия Зюганова преимущественно голосуют пожилые люди, значительная часть которых имеет высшее образование, и чей менталитет в основном был сформирован в условиях советской системы. Но это не носит массового характера. Результаты опроса показали, что такие особенности, как, например, национальность и материальная обеспеченность, не оказывают существенного влияния на выбор Геннадия Зюганова, и поэтому его электорат по вышеназванным параметрам мало отличается от среднестатистического образа активного избирателя Бурятии. Примечательно, что электорат Геннадия Зюганова и Сергея Миронова не имеет принципиальных отличий. Это естественно, поскольку их политическая платформа идентична.

Что касается Михаила Прохорова, то примерно 30 процентов его электората являются представителями коренного этноса, значительная часть которых относится к молодым возрастным группам, приняла спонтанное решение, занята в сфере торговли и общественного питания, имеет высшее образование и зачастую не испытывает материальных проблем.

Среди мононационального электората Владимира Жириновского высока доля граждан со средним образованием, часть которых относится к категории безработных и потому ограниченных в финансовых ресурсах. Кроме того, значительная доля электората лидера ЛДПР занята в сфере материального производства.

— С какими проблемами вы встречались в ходе проведения опроса?

— Нами было выявлено два типа электората, принявшего участие в выборах. Это избиратели, не скрывающие свои политические предпочтения, коих большинство (84,2%), и граждане, не указавшие свой политический выбор, всего 15,8%. «Отказники» встречаются во всех «образовательных» группах. Однако при переходе от молодых к старшим и пожилым возрастным группам доля отказников неуклонно растет. Больше их и среди работающих граждан, которые чаще других отказывались указывать свой политический выбор. При отказе люди руководствовались самыми разными мотивами, среди которых заметное место принадлежит относительно низкой политической культуре. Проблема повышения политической культуры граждан относится к числу фундаментальных проблем становления гражданского общества, на что обращают слабое внимание как политические партии, так и организаторы избирательных кампаний, начиная от полиции, заканчивая наблюдателями. Не секрет, что про избирателей у нас вспоминают в основном накануне проведения выборов, а между избирательными циклами просветительская работа почти не проводится. Ярким свидетельством низкой политической культуры служит слабое знание избирательного законодательства всеми сторонами избирательного процесса. Но, надеюсь, это дело поправимое.

— Спасибо за беседу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру