Корреспондент «МК» встретился с председателем комитета по социальной политике Народного Хурала Александром Стопичевым — разработчиком закона, который рассказал, какие шаги были предприняты депутатами законодательного собрания по реформе системы оплаты труда в образовании республики.
— Александр Трофимович, спустя год после принятия закона уже можно подвести некоторые итоги?
— Да, хочу сказать, что в целом закон работает, и работает довольно неплохо. Прежде всего, хочу отметить сельские школы и малокомплектные школы, которые из-за низкой наполняемости классов недополучали средств на обеспечение достойной оплаты труда. Реализация закона довольно серьезно улучшила их положение.
У нас было две градации — город и село. Например, Баргузин это село, а Усть-Баргузин — поселок городского типа. И хотя условия работы у них практически одни и те же, в Усть-Баргузине норматив подушевого финансирования в школах был практически в два раза меньше. Но не беда учителя в том, что он живет в поселке городского типа, а не на селе? Мы убрали название поселка городского типа, и зарплаты в целом сравнялись.
— Есть мнение, что закон устраивает не всех учителей. Прежде всего, речь идет об ограничении выплат в ряде городских школ…
— Здесь я согласен с городскими учителями. Улан-Удэ разбросан и на окраинах есть немало школ, откуда ученики ездят в центральные школы, и соответственно наполняемость этих школ небольшая, а норматив подушевого финансирования один.
— Его можно изменить?
— К сожалению, это невозможно. В ходе разработки закона мы изучили нормативную базу в субъектах Российской Федерации. Так вот, ни в одном субъекте нет разделения в одном муниципальном образовании на несколько градаций по-душевого норматива.
В свое время у нас был поправочный коэффициент, который получали школы, где внедряются новые методики обучения, а также финансировались школы на окраинах. Однако прокуратура внесла протест, посчитав это коррупциогенным фактором.
В результате в крупных школах города, а это в основном центральные школы и школы, расположенные в «спальных» районах, учеников много и, согласно принципу деньги идут за учеником, учителя получают достойную зарплату, а на окраинах зарплаты учителей остаются низкими. Это вызывает серьезные проблемы — хорошие учителя уходят в школы, где платят больше, за ними постепенно идут ученики, заинтересованные в получении качественных знаний.
— Получается замкнутый круг?
— Да, мы видим растущую разницу в городских школах и пока, если откровенно, мы не можем найти решение, которое бы удовлетворило всех. Единственное, что мы можем сделать, — это поднять в целом норматив подушевого финансирования. С другой стороны, проблема школ, расположенных на окраинах, постепенно решается сама собой — многие из них переполнены, поскольку наблюдается значительный приток учеников из сельской местности.
— Что касается малокомплектных школ — постоянно идут разговоры о том, что их могут закрыть и объединить с более крупными. Ваше мнение по этому поводу?
— Мы все сделаем для того, чтобы их сохранить. Конечно, это решение самих жителей, однако если малокомплектная школа обучает на начальном уровне учеников, задача же властей — обеспечить условия для того, чтобы дети получали качественное образование в любом населенном пункте Бурятии. Еще раз хочу отметить, что в законе «О нормативах финансового обеспечения общего образования в Республике Бурятия» немало плюсов, например, мы законом увеличили стоимость одного ученика в сельской местности. Таким образом, теперь чем меньше село, тем больше цена ученика, обучающегося в местной школе. За счет этого заработная плата сельского учителя была увеличена, в отдельных селах она выросла на 30-40%.
Тем самым мы ликвидировали многократную разницу в заработной плате учителей республики. Например, в центральной школе Иволгинска с большим количеством учеников еще несколько лет назад зарплата учителя была 23 тысячи рублей, а в рядом расположенных школах того же Иволгинского района — всего шесть тысяч рублей. Безусловно, зарплата учителей в крупных школах должна быть выше, чем в небольших, но не настолько же! Эти перекосы мы ликвидировали.
Хочу добавить, что если в школе обеспечена преемственность между дошкольным и начальным образованием в виде создания нормальных условий для предшколы, то субъект выделяет школе деньги по такому же нормативу, как и за обычного ученика. Тем самым мы несколько сняли напряженность в дошкольном образовании и разгрузили очереди в детские сады, поскольку сегодня в Бурятии предшколу посещают 3 тысячи 700 учеников. В целом закон получился удачным для системы образования республики.
Дмитрий Родионов.