У нас выборы, возите в убыток

Водители маршрутных такси в Улан-Удэ готовят массовую акцию протеста, выступая против тарифной политики мэрии и горсовета, которая разрушает систему пассажирского транспорта столицы республики

Скорее всего, это будет однодневная предупредительная приостановка работы большей части маршрутных такси.

Водители маршрутных такси в Улан-Удэ готовят массовую акцию протеста, выступая против тарифной политики мэрии и горсовета, которая разрушает систему пассажирского транспорта столицы республики

Экономический ущерб от забастовки может превысить несколько миллионов рублей. Однако наибольшие потери понесут городские власти, в очередной раз расписавшись в собственной беспомощности в решении транспортных проблем города.

Когда смотришь за политикой властей Улан-Удэ в области пассажирских перевозок, то возникает мысль, что чиновники специально хотят пересадить горожан на велосипеды. А тех, кто может — на личный транспорт. Ведь иначе трудно объяснить, как из-за популистских решений депутатов горсовета вначале загнали в долги трамвай, затем почти угробили МУП «Городские маршруты», а теперь очередь дошла до частных маршруток. Главный вопрос, который провалили мэрия Улан-Удэ и горсовет, стала программа по обновлению пассажирского транспорта. Несколько лет назад чиновники громогласно заявляли: обновление будет. Однако ни трамваи, ни автобусы в Улан-Удэ так и не поменялись, за исключением единичных машин. Не менее печально обстоят дела и с маршрутными такси — около 70% из них составляют подержанные микроавтобусы южнокорейского производства. Главная причина торможения обновления — популистские действия властей, которые не дают предпринимателям возить пассажиров по экономически обоснованным тарифам и инвестировать в обновление пассажирского парка. При нынешних 15 рублях за проезд, как говорят водители маршрутных такси, обновить транспорт невозможно. Между тем еще два года назад в Забайкальском крае установили тариф в 19 рублей за проезд, но с условием полного обновления маршрутных такси и автобусов. И сегодня, как сообщается в СМИ, у соседей транспорт практически полностью обновлен. Как сообщил Владимир Микулицкий, председатель Бурятской организации профсоюзных работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в прошлом году был проведен обоснованный расчет: нынешняя стоимость проезда убыточна.

— Мы заключили договор с логистическим центром Бурятской сельскохозяйственной академии по исследованию пассажиропотоков на трех городских маршрутах, который, обследовав их, пришел к выводу — большинство маршрутов удаленные и коэффициент заполнения салона очень низкий, — говорит Владимир Микулицкий. — В результате нынешняя стоимость проезда в 15 рублей не покрывает затрат водителей, а реальный расчет стоимости проезда с учетом всех расходов составляет 27 рублей.

Эта цифра, кстати, близко находится от расчетов, сделанных по МУП «Городские маршруты» и МУП «Управление трамвая». Бе-зусловно, на такую высоту цены вряд ли поднимутся, однако инфляцию никто не отменял и цены уже не останутся на прежнем уровне. Тем не менее в прошлом году депутаты добавили один рубль к 14-рублевой стоимости проезда, обосновывая столь мизерную прибавку выборами российского президента (чтобы не падал рейтинг властей). Сегодня, когда этот рубль давно съела инфляция (только дизтопливо с октября 2012 года подорожало на 27,5%), говорят, что впереди выборы депутатов Народного Хурала, и маршрутчикам нужно ездить в убыток до осени этого года. Причем депутаты горсовета, где заседают практически одни бизнесмены, учат других по каким ценам им возить.

Однако «забота» о пассажире в реальности оборачивается против людей, поскольку перевозчики не могут при таких ценах обновить свои подержанные «Истаны» на новые сертифицированные автобусы, и люди ездят на небезопасном и некомфортном транспорте. Ситуация становится еще хуже. Запрет со следующего года эксплуатации на линиях «Истан» привел к тому, что их уже продают и покупают вместо них сертифицированные «Газели». Но поскольку новые при нынешних ценах на проезд люди не могут купить даже в кредит, они скупают подержанные отечественные микроавтобусы в соседних регионах, где от них с удовольствием избавляются. Такое вот «обновление» по-бурятски. Вначале Бурятия благодаря «умным» чиновникам собирала подержанные южнокорейские маршрутки со всей России, теперь собирает хлам отечественный, который, с точки зрения надежности, на дорогах еще хуже, чем импортный. Вместо помощи в виде кредитов и программ по льготному обновлению транспорта чиновники чинят препоны. Как сообщили в совете перевозчиков — общественной организации, объединяющей 98% всех руководителей маршрутов города, — несмотря на то, что до 1 января 2014 года еще есть время возить пассажиров, чиновники мэрии пытаются уже сегодня протащить дополнительные соглашения к маршрутным договорам. Согласно им, уже в ближайшие месяцы те, кто не обновил транспорт, будут сниматься с маршрута. Кроме того, в городском управлении по транспорту запретили выдавать маршрутные карты на машины, которые уже прошли по конкурсу на право перевозок в течение 5 лет. Налицо грубое нарушение федерального законодательства. Водители открыто говорят — городской транспорт такими тарифами сознательно разрушается, загоняется в долги. В городе назревает рейдерский передел на маршрутах, поэтому массовая акция протеста, которую водители маршруток запланировали в Улан-Удэ на апрель, может перевести обсуждение тарифной политики из кабинетов на улицы. Вот только кто будет возить людей в отдаленные части города? Пока это делают частники, трамвай туда не ходит.

Дмитрий РОДИОНОВ.