«А кто курит табак, тому ноздри рвать»

Как в старые времена в Бурятии боролись с курением

В последнее время даже абсолютно некурящие люди обсуждают очередной этап борьбы с курением после принятого закона об этой самой борьбе.

А ведь эта самая борьба, как в России в целом, так и в Сибири в частности, имеет более чем 350-летнюю историю.

Под страхом смертной казни

Еще царским указом от 1634 года было повсеместно запрещено употребление табака в России. Ни больше, ни меньше, как под страхом смертной казни и конфискации всего имущества. Впрочем, это наказание через некоторое время было смягчено, и в Уложении царя Алексея Михайловича от 1649 года за употребление и продажу табака велено было резать носы, рвать ноздри, ссылать на поселение в дальние города и все также конфисковывать имущество. Однако, несмотря на эти методы, находились любители «сатанинского» зелья, особенно в Сибири, где, кстати, в отношении них допускались поблажки.

Один из сибирских воевод писал, что «служивые люди и всякие табак покупают дорогой ценой; пуд табака по сто рублей и больше, пьют тот табак вместо вина, пропиваются пуще вина. От этого многие обнищали и одолжали... Да и торговые, промышленные люди, которые с Руси в сибирские города притекают для своих промыслов и торгов, тот табак покупают, а от этого пропиваются, на промысла не ходят, потому что на промысла подняться нечем, и в том государевой пошлине чинится убыль…».

Неудивительно, что долгое время табак в Сибири был запрещен, а воеводам предписывалось «беречь накрепко, чтоб корчмы и блядни в зернь и карты не играли и поганого табачного зелья не жевали, в ноздри не пихали и не курили…». Запрещалось также продавать табак или выменивать на него пушнину у местных жителей. Впрочем, здесь не было никакой заботы о здоровье аборигенов Сибири, а опять же беспокойство о казенных доходах, потому что «...инородцы, выменивая табак на мягкую рухлядь, стали бы неисправно вносить ясак».

Тем же, кто нарушал подобное распоряжение, было приказано «чинить наказание: бить кнутом и имати на них по государеву указу заповедь», чтобы впредь табак с собой не возили. Эпизодически государство пыталось взять торговлю табаком в свои руки, однако попытки эти не увенчались успехом из-за невозможности контролировать торговлю, а также из-за высоких цен и многочисленных злоупотреблений.

Китайцы виноваты…

Но что любопытно… Распространение табака в Сибири, особенно в Забайкалье, связано отнюдь не с продвижением русских на Восток. Дело в том, что привычка к курению среди многих коренных сибиряков появилась благодаря торговле с Китаем и Средней Азией. В то время как в России курение преследовалось, в Китае табак, появившийся там еще в ХVI веке, получил весьма широкое распространение как среди простого народа, так и среди аристократии. А благодаря торговле табак распространился в Монголии и Забайкалье и также на юге Западной Сибири.

Бухарские караваны уже в конце ХVII века доставляют табак в сибирские города, в первую очередь в Тобольск и в Иркутск. Причем значительная часть табака поступала в Сибирь контрабандой. Дело в том, что купцы должны были отдавать табак воеводам и таможенным головам, им компенсировали бы затраты деньгами или товаром, что купцам было невыгодно.

Как убедительно доказал А.В. Харинский, появление китайского табака в Забайкалье, у бурят и эвенков, относится к середине ХVII века. Местные жители быстро пристрастились к табаку и вскоре уже не могли без него обходиться.

Сохранилось свидетельство Михаила Татаринова, относящееся к середине ХVIII века. «Братские и тунгусы — все, как мужеска, так и женска полу, и малые ребята курить весьма охотники — так что в один час принимаются курить раз двадцать, а и в дороге отъедет версты две, то и табак курит. Они имеют китайские маленькие, по большей части, трубки, курят табак китайский, моховой (моховой табак, как картузной, в бумажных картузах) в Сибири называют бахчами; табак весьма мелкой, красной, а лучше черной. А оные братские привыкают и к черкасскому, а особливо иркуцкие».

Тот же Татаринов пишет, что если бурят проезжает место, где похоронен шаман, «то ему курят табак и против того места бросают табак». Табаком также непременно угощали гостей…

Старообрядцы против курения

Кстати, негативное влияние табака на сибирских жителей отмечали еще в начале ХVII века. Анонимный автор истории Сибири писал о китайском табаке «шаре»: «Табак этот бывает цвета темного, светлого и зеленого. Темный имеет самый приятный запах и опьяняет сильнее других сортов так, что те, у кого голова слаба, должны от него сдерживаться. Как говорят, табак этот разваривают в сахарном сиропе». Курильщики «удивительно упиваются табачным дымом, так что они впадают в обморок и как бы подвергаются судорогам; многие вследствие того даже испускают дух».

Наиболее последовательными борцами с курением были старообрядцы. С курящим человеком нельзя было «ни молиться, ни есть, ни пить, ибо он предался в руки бесов мрачных. Когда умрет, то и гроба ему не давати, но бросить в яму или в овраг на съедение зверям».

Замечательные слова из книги «Цветник» приводит Ф.Ф.Болонев: «Аще который человек начнет держать сию бесовскую и богом ненавидимую и святыми отцами отреченную смердящую траву — табак, и употреблять какими-либо действиями, то у того человека мозг во главе его укрушит и вместо мозга внидет в главу его та смердящая воняя, изгубит в нем мозг его и начнет тако пребывать неточию (не только. — Авт.) в единой главе, но и во всех костях его, и вместо мозга в голове его будет зола».

Дело — табак

И все же широкое распространение табака произошло в начале XVIII века благодаря Петру 1. В 1704 году была введена казенная торговля табаком по 25 копеек за фунт, а в 1727 году вышел указ «О дозволении вольной продажи табаку». Однако в Сибири торговля табаком еще долго отдавалась на откуп богатым купцам и знатным дворянам. Все это способствовало контрабандной торговле «шаром». В 1762 году Екатерина II отменила повсеместно табачный откуп и разрешила свободную продажу табака. Это резко увеличило ввоз китайского «шара», который составлял ежегодно до двух тысяч пудов.

Естественно, основными потребителями «шара» оставались сибиряки. Большими курильщиками были сосланные в Забайкалье декабристы. Привыкнув к европейским сортам, они первоначально получали табак от родных, но вскоре распробовали китайский «шар» и уже сами отправляли его в Европу.

Так, Михаил Бестужев писал брату Павлу: «Табак китайской я достал для тебя и пришлю с будущею почтою. Ежели ты привык к нему, то можно будет тебя снабжать постоянно. Скажи, не нужен ли послабее или покрепче? У нас есть разные». Впрочем, и сами селенгинцы, в первую очередь жители Старого Селенгинска, выращивали знаменитый по всему Забайкалью табак, который продавали даже в Иркутске.

Но к середине ХIХ века у китайского «шара» появляются в Сибири конкуренты. В Иркутске, Верхнеудинске, других городах можно приобрести турецкий табак, табаки русских компаний Жукова и Дунаева и гаванские сигары, доставленные по Амуру. В эти же годы начинает действовать фабрика сибирских папирос Н.Н.Пестерева, который писал в своей рекламе, что выпускаются «папиросы без мундштуков, весьма удобные и дорогие тем, что при каком бы то ни было ветре огонь из них не сыплется».

Вскоре после Пестерева в 1858 году открывает свою папиросную фабрику иркутский мещанин И.М.Москвитин.

Дума Верхнеудинска против курения.

Однако не смиряются и противники курения. В иркутских газетах нередко можно встретить статьи, направленные против этой пагубной привычки, особенно среди женщин. А в марте 1884 года по распоряжению городской управы появилось объявление о непозволении курить табак на улицах, чтобы не отравлять воздух в общественных местах и не подавать дурной пример молодежи.

Верхнеудинская городская дума в одном из своих постановлений также ограничила курение в городе. Правда, в отличие от иркутян, она пеклась не о нравственности жителей и их здоровье, а о противопожарной безопасности.

Постановление, вышедшее в 1909 году, так и называлось: «О мерах предосторожностей против пожаров». 60-й пункт постановления гласил: «Курение табаку в задних дворах, сеновалах и прочих нежилых зданиях, а во время ветра на улицах и площадях запрещается. Домовладельцы в этом отношении должны иметь строгий надзор».

Однако сколько бы ни боролись с курением наши предки, они, увы, как и мы, мало преуспели в этой борьбе. Так, может быть, чтобы достичь каких-то весомых результатов, стоит вернуться к методам борьбы времен царя Алексея Михайловича? Это, само собой разумеется, никакой не призыв. А так, предложение…

Виктор ХАРИТОНОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру