Как указано в проекте контракта, государственное внутреннее заимствование понадобилось для покрытия дефицита бюджета и погашения долговых обязательств республики перед предыдущими заемщиками. Сумма контракта беспрецедентная. Прежние банковские заимствования ограничивались гораздо меньшими деньгами.
Судя по документам, 1 миллиард рублей минфин Бурятии берет со сроком погашения до августа 2016 года под 8,3 процента. Иными словами, к исходу контракта бюджет республики вынужден будет заплатить за пользование кредитными средствами около четверти миллиарда рублей.
Заметим, что в настоящее время дефицит республиканского бюджета составляет 3,8 миллиарда рублей. Будет ли он покрыт за счет дополнительных доходов, экономии средств или Бурятии вновь придется залазить в долги, неизвестно.
По мнению эксперта, пожелавшего остаться неназванным, 1 миллиард довольно большая сумма для Бурятии. К подобным заимствованиям республика не прибегала даже в кризисные годы.
— С точки зрения финансов — это не есть хорошо, — сказал эксперт. — Ведь фактически мы тем самым обкрадываем будущее поколение. Но с точки зрения политики, возможно, это вынужденное решение. И здесь нужно понять, какие цели ставит перед собой руководство республики, желая влезть в долги, и что именно привело к росту бюджетного дефицита. Либо дефицит сложился по политическим мотивам — из-за так называемых майских (зарплатных) указов президента Путина, что вероятнее всего. А это значит, деньги мы фактически проедим. Либо по экономическим мотивам, направленным на реализацию программ развития, хотя это слишком уж оптимистичный взгляд на вещи.
Эксперт назвал две причины, которые могли бы вынудить правительство Наговицына обратиться к дорогим банковским услугам:
— Первое — это если правительство республики не смогло что-то доказать правительству России. Второе — это осознанная попытка загнать себя в угол и только потом, исчерпав собственные ресурсы, мотивированно ставить перед федеральной властью острые вопросы о финансовой поддержке.
Станислав БЕЛОБОРОДОВ.