Кто не помнит, была такая общественная структура в лихие девяностые. Входили в нее известные и уважаемые люди — Владимир Саганов, Евгений Егоров и другие не менее достойные сыны бурятского народа...
Затем эта организация самоликвидировалась. Видимо, за ненадобностью. Казалось бы — забылось. Однако перекосы в национальной политике в Бурятии при Наговицыне сказались на воспаленном воображении отдельных граждан, которые поняли, что на недовольстве властями можно заработать дивиденды.
Для чего это нужно этим деятелям, понятно. Теперь они будут ходить по кабинетам чиновников, выбивать для себя преференции, трясти мандатом. Ведь не просто так человек придет. А от имени конгресса бурятского народа. Можно сказать, от имени всех бурят. Очень удобная форма. Проводишь учредительное собрание из трех человек. То есть в прямом смысле сообразишь на троих. И — раз! Ты уже имеешь право говорить от имени всего полумиллионного бурятского народа! А то, что буряты тебя никак не уполномочивали на это, и вообще не в курсе, что ты есть такой хитро... сообразительный, никого не волнует.
Следуя этой логике, можно теперь создать конгресс русского народа, татарского и еще какого-нибудь. И окончательно расколоть общество.
Впрочем, здесь может крыться и более далеко идущая интрига. Конгресс создается на базе местного отделения КПРФ. И вроде как при горячем участии окружения Вячеслава Мархаева. Что заставляет предположить, что его амбиции переросли статус депутата Государственной Думы. И возможно мы имеем дело с началом предвыборной кампании Вячеслава Мархаева на пост главы Бурятии. Логика сценария проста: Мархаев пытается монополизировать право говорить от имени всего бурятского народа. И в этом качестве идти на выборы главы. А что? Коммунист, Герой Дагестана, еще и президент конгресса бурятского народа, на белом коне въезжает в здание Народного Хурала... Сказка!
И все бы хорошо. Только конгресс начал свою работу с самого начала нехорошо. Представителей землячеств на собрание конгресса заманивали под предлогом обсуждения Алтарганы и Сурхарбана. На самом собрании выяснилось, что ряд известных людей, чьи фамилии стояли в списках учредителей нового конгресса, даже не знали, что теперь они, оказывается, им руководят. Здесь и Иринчей Матханов, и Арнольд Тулохонов, и Евгений Ханхалаев, и многие другие известные люди. То есть живешь себе живешь. А потом без тебя тебя женили. И даже в известность не поставили. Из-за этого не покидает ощущение какой-то несерьезности и обмана, которым с самого начала занялись создатели организации.
Может быть, прав Леонид Турбянов, заявивший, что такой серьезный вопрос нуждается в нормальной подготовке. Что нельзя вот так с кондачка принимать серьезные решения.
И правда, как назвать эту ситуацию? Когда в организацию скопом записывают всех известных бурят, пользующихся хоть каким-то авторитетом, не ставя их даже в известность. А потом спекулируют их именем. Все это попахивает политическим мошенничеством.
Поэтому серьезным людям, наверное, не стоит связываться с этой организацией. Идея, может, и хорошая. Но действовать такими методами означает ее погубить с самого начала.
Нам же представляется, что появление этого конгресса еще одна провокация известных лиц в руководстве Бурятии. Которые на пустом месте в очередной раз пытаются раздуть обострение межнациональных отношений. Как это было с зимними «круглыми столами», инициативой об отмене изучения бурятского языка и прочим.
С одной стороны, видимо, не все в Бурятии благополучно в этой сфере, раз такие вещи происходят. С другой — эти люди прикрываются интересами бурятского народа. Хотя ясно, что для бурятского народа такая организация, начавшая свою деятельность с обмана, никакой пользы не принесет. Впрочем, те, кто ее создают, наверное, красиво отчитаются перед заказчиками. Непонятно только, почему всему этому потакает реском КПРФ. Может, просто коммунистов подвело классовое чутье, и они не разглядели в обычных зомби наймитов буржуазии? Или же это такой бизнес коммунистических бонз?