Дмитрий Рогозин: «Бурятии по плечу самые большие задачи»

Закончила свою работу Байкальская международная деловая неделя

Результаты ее еще только предстоит ощутить, но уже сегодня ясно, что некоторым отраслям дадут второе рождение. Уже принят целый ряд решений по реанимации малого судоходства республики, а также конструктивные предложения по импортозамещению.

Закончила свою работу Байкальская международная деловая неделя

Морская коллегия под председательством вице-премьера правительства России Дмитрия Рогозина прошла в Бурятии впервые. И хотя зампред правительства курирует оборонно-промышленный комплекс, были подняты вопросы не только оборонного характера. Рыбоводство, развитие водного туризма, импортозамещение, строительство портов и экологическая безопасность: все эти темы нашли отражение в работе коллегии.

Водный путь

Сибирский и дальневосточный водный путь, который входит в Арктическую транспортную систему, насчитывает более 65 тысяч километров. Это около 20% всего водного грузопотока России. Многие населенные пункты и промышленные предприятия не имеют другой транспортной альтернативы. Именно поэтому решение возрождать малое судоходство в Сибирском и Дальневосточном регионах принято на самом высоком правительственном уровне.

— Там, где есть водная дорога, там жизнь, — заметил по этому поводу Дмитрий Рогозин.

Сегодня эти «дороги» обрезаны и восстановить их — первейшая геополитическая задача.

История судоходства Бурятии берет свое начало еще с царского периода, когда только началось строительство Кругобайкальской железной дороги, а весь пассажирский грузовой поток осуществлялся водным путем. Вплоть до 80-х годов прошлого столетия речное судоходство оставалось востребованной и планомерно развивающейся отраслью.

Оно вытягивало за собой и другие сопутствующие отрасли. Речное судоходство обеспечило наличие в Бурятии портов, местного речного училища, судостроительного завода и прочей инфраструктуры с доками, кранами и причалами. В постперестроечный период все пришло в упадок.

Эксперты, специалисты водной отрасли, промышленники и представители власти, обсудившие все вопросы за «круглым столом», уже определили, с чего стоит начать.

Они предложили начать работу по возрождению малого судоходства с ремонта, реконструкции и строительства портов.

— Число зарегистрированных маломерных судов неуклонно растет, а причальных сооружений в республике нет, — отметил председатель комитета по развитию транспорта, информатизации и связи минтранса РБ Юрий Санжанов. — Единственный порт, который сегодня соответствует всем нормам экологии и безопасности, построен в Турке, и он должен стать узловым.

Сдерживающий фактор

На развитие судоходства свой отпечаток накладывают сдерживающие факторы Байкальской природной территории.

— Развитие речного, малого судоходства — это безопасность России, — заметил по этому поводу Арнольд Тулохонов, член Совета Федерации. — Но развивать мы его должны в строгом соответствии с экологической безопасностью и без каких-либо последствий для Байкала.

И уже на этом этапе четко видны самые болевые точки. Более половины судов, используемых сегодня для перевозки грузов и пассажиров, имеют 30-летний срок службы, что подвергает экосистему Байкальского региона большому риску.

Участники одного из «круглых столов» обратились к ми-нистерству транспорта РФ с предложением субсидировать обновление парка судов по примеру субсидирования малой авиации.

Не менее важен вопрос обеспечения экологической безопасности при каждодневной эксплуатации судов.

— Мы должны помнить, что любое судно накапливает отработанные воды и остатки нефтепродуктов, которые надо утилизировать, — отметила Ольга Коломеец, заместитель начальника федерального управления природоохранной деятельности на озере Байкал МПР России. — Сегодня на Байкале только одно специализированное судно, которое может принимать и перерабатывать эти отходы.

Прозвучало предложение перевести суда на газомоторное топливо и электротягу. Такое переоснащение позволит в разы сократить любое экологическое воздействие на Байкальскую природную территорию. Однако такое решение стоит денег и опять же без государственной субсидии не справиться.

Впрочем, первые шаги по восстановлению региональных путей Бурятия уже делает. Разработана и поддержана федеральным правительством программа по реконструкции портов. Один из них на реке Турка был открыт 5 августа.

— Совещание членов морской коллегии определенный рубеж для региона, перейдя который Бурятия должна почувствовать начало развития отрасли, — отметил глава Бурятии Вячеслав Наговицын. — Мы рассматривали вопросы, связанные с развитием туризма, рыбоводства, судоходства, импортозамещения, по каждому было принято решение. Эффект колоссальный. Теперь необходимо работать и добиваться исполнения решений.

Зачем покупать, когда есть свое

В рамках морской коллегии обсуждался вопрос импортозамещения.

— Мировые санкции должны получить адекватный ответ, — заявил Дмитрий Рогозин. — И это наш с вами шанс обратить пристальное внимание на развитие всего промышленного комплекса.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В частности, принято решение оказать государственную поддержку Улан-Удэнскому авиационному заводу и Улан-Удэнскому приборостроительному объединению в реализации программ по импортозамещению комплектующих изделий и трансферту технологий.

— План импортозамещения — это не слепое копирование того, что поставляли нам украинские партнеры и страны НАТО, — отметил после знакомства с работой Улан-Удэнского авиазавода Дмитрий Рогозин. — Если идет речь об импортозамещении, то мы одновременно говорим о модернизации. Улан-Удэнский авиационный завод имеет богатый ресурс для выполнения задачи и если даже потребуется некое переоснащение, оно не займет много времени.

Уже сегодня завод берет курс на модернизацию и многие комплектующие, которые ранее приходилось закупать у иностранных партнеров, он будет производить самостоятельно.

В ближайшее время главу Бурятии Вячеслава Наговицына и директора завода Леонида Белых ждут с ответным визитом в Москву по приглашению Дмитрия Рогозина с тем, чтобы обсудить весь перечень деталей и комплектующих, производство которых завод может осуществлять на своих площадях. В федеральном бюджете на переоснащение и расширение производства уже выделены деньги.

— Никаких сложных, технических и инженерных проблем, связанных с импортозамещением, мы не видим, — отметил в заключение Дмитрий Рогозин. — Будущее завода мы уже сегодня связываем с производством новых видов вертолетов, которые пойдут на экспорт, а также останутся для нужд оборонного комплекса России.

Итогом работы Байкальской деловой недели стал большой перечень решений и поручений. И, как отметил глава Бурятии, «...остается только усиленно работать».


Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру