Возмещение ущерба

С начала года ущерб пострадавших от экономической преступности составил почти 200 миллионов рублей

Итоги работы правоохранительных органов Бурятии за 7 месяцев 2014 года вновь указали на давнюю проблему возмещения ущерба, причиненного преступлениями.

С начала года ущерб пострадавших от экономической преступности составил почти 200 миллионов рублей

И особенно это касается криминальных посягательств так называемого экономического блока, вред от которых наиболее внушительный. Страдают от таких преступлений не только граждане, но и государство — его бюджетная система. К примеру, по скандально известному делу, возбужденному в отношении бывшего начальника управления капстроительства при правительстве РБ Евгения Восканянца, ущерб, причиненный бюджету в размере свыше 6 миллионов рублей, до сих пор не возмещен. И это не единственное дело экономической направленности, ущерб от которого исчисляется миллионами.

Об этом мы беседуем с первым заместителем прокурора Бурятии Александром Муравьевым.

— По данным статистики, за 7 месяцев 2014 года в Бурятии было зарегистрировано 327 преступлений экономической направленности, что почти на 30 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Видовая структура выявленных преступлений существенно не изменилась. В большинстве своем это факты хранения и сбыта товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности, хищение денежных средств и имущества мошенническими действиями и присвоением, должностные и налоговые преступления, а также криминальные посягательства, связанные с изготовлением или сбытом поддельных денег и платежных документов. По результатам расследования в суд направлено 180 уголовных дел, прекращено 143, в том числе 98 — по реабилитирующим основаниям.

Анализ следственной практики показывает, что основные трудности при проведении первоначальных проверочных мероприятий по таким делам по-прежнему связаны с документированием доказательственной базы, а также с разграничением гражданских и уголовно-правовых отношений в анализируемой области. Здесь сказывается нехватка квалифицированных специалистов, а также экспертных организаций, в том числе для определения размера причиненного ущерба. Несмотря на принятие мер, проблема возмещения ущерба, причиненного преступлениями экономической направленности, остается острой.

— Какова сумма ущерба, причиненного преступлениями с начала года, и сколько удалось возместить?

— По данным информационного центра МВД по Республике Бурятия, сумма такого ущерба за 7 месяцев составила почти 200 миллионов рублей. В ходе расследования уголовных дел добровольно возмещено немногим больше 17 миллионов рублей, наложен арест, изъято предметов, имущества и ценностей еще почти на 105 миллионов. Как видим, процент возмещения составляет чуть более 60 процентов.

— Чем можно объяснить подобную ситуацию?

— Результаты надзорной деятельности убеждают в том, что такое положение обусловлено, прежде всего, недоработками и упущениями органов следствия и оперативных подразделений. Особого внимания заслуживает вопрос возмещения ущерба, который причинен государству. И здесь мы сталкиваемся с целым рядом очень серьезных проблем.

Во-первых, в качестве представителей потерпевших по таким делам, в основном, признаются органы исполнительной власти и местного самоуправления, которые, к сожалению, неохотно взаимодействуют со следствием, зачастую отказываются от признания их потерпевшими по уголовному делу, мотивируя позицию отсутствием ущерба, либо отсутствием полномочий по представлению интересов государства.

Так, в ходе расследования уголовного дела в отношении гражданина Ухинова по фактам хищения денежных средств, выделенных министерством сельского хозяйства Бурятии в рамках федеральной целевой программы, в качестве потерпевшего признано вышеназванное ведомство. Приговором суда от 19 августа 2013 года Ухинов признан виновным в совершении шести эпизодов мошенничества. Однако решением суда апелляционной инстанции приговор был отменен, а дело возвращено прокурору. Суд мотивировал тем, что органами следствия на стадии расследования не разрешен вопрос о признании в качестве потерпевших представителей финансовых ведомств. К участию в деле они не привлекались, размер причиненного ущерба каждому из бюджетов (федеральному и республиканскому) не устанавливался, чем были нарушены права представителей потерпевших и обвиняемого на защиту от обвинения.

Во-вторых, это сложность возмещения ущерба при расследовании налоговых преступлений, размер которого, как правило, исчисляется миллионами, а то и десятками миллионов рублей. По делам о таких преступлениях имущественную ответственность обычно несут юридические лица, не обладающие на момент расследования каким-либо имуществом. Суды, отказывая в удовлетворении ходатайств о наложении ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого), то есть физического лица, указывают, что обязанность по возмещению ущерба лежит не на физическом лице, а на организации. Однако у самой организации имущества, за счет которого могло быть в дальнейшем произведено взыскание, не оказывается.

— Какие еще причины сдерживают процесс по возмещению ущерба? Насколько известно, зачастую фигуранты уголовных дел этому сами всячески препятствуют?

— Хочу отметить, что такая мера уголовно-процессуального принуждения, как наложение ареста на имущество, зарекомендовала себя достаточно действенной. Однако нередко, еще до уголовного преследования, фигуранты принимают всевозможные попытки распродажи имущества, закрытия расчетных счетов в банках, обналичивания денежных средств. Например, в текущем году только по 7 уголовным делам этой категории удалось применить названную обеспечительную меру на сумму 83 миллиона рублей. В остальных случаях имущества для наложения ареста у виновных просто не оказалось.

Должен сказать, что развивая это направление работы, прокуратура республики на протяжении последних лет предпринимает меры, направленные на активизацию исковой работы по материалам уголовных дел. В частности, приняты распорядительные документы, регламентирующие порядок взаимодействия оперативных сотрудников при расследовании и рассмотрении в суде уголовных дел, проводятся коллегии прокуратуры, активно осуществляет свою деятельность рабочая группа по обеспечению конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, ежемесячно анализируются показатели работы по возмещению ущерба, причиненного преступлениями.

— Спасибо за беседу!

 

 

СЛУЖЕБНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Директор центра занятости присваивал деньги, предназначенные на борьбу с безработицей

Джидинский районный суд на днях признал виновным в совершении преступления директора районного центра занятости населения. Было установлено, что весной 2012 года бывший уже директор центра занятости в мае 2012 года предложил двум своим знакомым участвовать в реализации республиканской целевой программы, направленной на снижение напряженности на рынке труда.

Когда те получили субсидии на организацию самозанятости по 60 тысяч рублей, директор взял с каждого по 55 тысяч рублей, пообещав приобрести крупный рогатый скот, но так и не вернул — ни скот, ни деньги. В ходе следствия также выяснилось, что по предварительному сговору со знакомым, обратившимся в центр занятости за субсидией на создание крестьянско-фермерского хозяйства, осужденный похитил выделенные ему 294 тысячи государственных рублей. Судом экс-директор признан виновным и осужден к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года и штрафу в размере 200000 рублей.

Приговор не вступил в законную силу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру