Снесенные ветром

В Улан-Удэ до конца года будет разобрано около десятка «самоволок»

Почему властям ломать самоволки легче, чем делать прогнозы на несколько лет вперед — над этим вопросом корреспондент «МК» размышлял в ходе стартовавшей на прошлой неделе кампании по сносу самовольно возведенных жилых домов в поселке Таежный Октябрьского района Улан-Удэ.

В Улан-Удэ до конца года будет разобрано около десятка «самоволок»

Снос самовольно возведенных жилых строений у судебных приставов считается наивысшим по степени сложности. Ведь визит приставов и разборщиков дома к самовольщику — это не увеселительная прогулка. Для одних это лишение крыши над головой и нередко разорение, для вторых — выслушивание проклятий в свой адрес и, как следствие, эмоциональный стресс. Приставы такие же люди, как и все мы, только облеченные полномочиями. Все хотят творить добро и получать за это большие деньги. Когда ни того, ни другого не получается, начинаются нервные срывы и кризис.

Он и случился в 2007 году, когда на Левом берегу Улан-Удэ судебные приставы впервые приступили к сносу «нахаловок» и тут же столкнулись с жестким противодействием жильцов самовольно возведенных строений. Самовольщикам тогда удалось привлечь на свою сторону адвокатов, СМИ и общественность, которая на тот период активно сочувствовала лишенцам. Приставам удалось исполнить решения судов лишь по нескольким объектам. Но затем была дана команда сверху «сносы прекратить». Ведь власти обеспокоились выборами, которые стали случаться два раза в год. Пришлось заигрывать с электоратом.

В этих условиях жесткое соблюдение закона стало откладываться на потом. В результате за недолгое время в Бурятии возникла целая индустрия «узаконения», появились поднаторевшие на этом вопросе адвокаты, и суды стали массово выносить решения по легализации захваченных у муниципалитетов и государства земельных участков. Добавили проблем и депутаты, обещавшие узаконить те участки, где жили их избиратели, путем внесения разного рода изменений в региональное законодательство. Все это и сыграло злую шутку с теми, кто понадеялся на авось, обещания юристов и депутатов, поскольку принципиально изменить ситуацию с легализацией захваченной земли они так и не смогли.

Но поскольку сносы самоволок были отложены, это было расценено как слабость, и захваты земли продолжились. Причем если бы мэрия Улан-Удэ семь лет назад заняла действительно принципиальную позицию по самоволкам, то ситуация сегодня не вышла бы из-под контроля.

Ведь в других сибирских городах такой проблемы, как самовольное жилье, не существует. Там, где оно есть, постройки сносятся в сжатые сроки и потенциальные нарушители земельного законодательства знают, что нет никакого смысла в захвате — самоволку не «узаконишь». В результате в Улан-Удэ были застроены обширные площади в природоохранных зонах, в районах подлета самолетов, в затапливаемых и других местах, где строить было нельзя.

Но Левый берег, где самозахваты земель приобрели массовый характер, судебные приставы решили оставить на потом, а первыми объектами для сноса стали незаконные постройки в поселке Таежный Октябрьского района Улан-Удэ.

30 октября рано утром около семидесяти представителей УФССП по РБ и МВД РБ, многие из которых были в масках и касках, оцепили «незаконный» дом Павла Семенова и близлежащие улицы, словно это была спецоперация. Впрочем, так оно и есть. Властям необходимо было провести первую операцию по сносу двух домов в Таежном максимально быстро и без инцидентов.

За две недели до операции местные жители загородили подъезды бетонными блоками. Спешно прибывший в Бурятию после неудачного сноса в Таежном главный судебный пристав РФ Артур Парфенчиков провел с приставами совещание, в ходе которого дал подчиненным четкую команду не расслабляться. Поэтому было решено увеличить группу сноса путем наращивания численности с 20 до 70 человек, из которых большинство составили сотрудники отдела физической защиты УФССП по РБ. Под такой «крышей» в оцепленный район и зашли рабочие ООО «Данко», которые начали быстро разбирать дом Павла Семенова.

«МК» удалось побеседовать с хозяином «нахаловки» в тот момент, когда Павел Семенов обреченно выносил вещи на улицу. По его словам, после сноса дома это место недолго будет пустовать.

— Здесь будет построен коттедж, я даже знаю будущего хозяина этого участка, я хотел купить у него землю, но он отказался, — сообщил Семенов.

Между тем приставы говорят, что есть решения судов о сносе домов, и они обязаны их исполнять.

— Исполнительное производство по сносу незаконно возведенных домов нередко тормозится самими гражданами, — сообщила главный специалист — эксперт отдела организационно-контрольной работы и взаимодействия со СМИ Галина Субботина. — Ведь первое решение о признании постройки Павла Семенова незаконной было принято еще в 2007 году. Однако суд трижды давал ему отсрочки по исполнению решения суда общим сроком около трех лет, чтобы переехать. И когда мы исчерпали все меры принудительного характера, обязывающего должника исполнить решение суда, а он не исполнил его, мы обратились в суд об изменении способа и порядка сноса домов. И когда в очередном решении суда появился вердикт «снести», мы обратились в специализированную организацию для демонтажа здания.

Свою версию событий изложил юрист Энхэ Хусаев.

— По моим сведениям, служба судебных приставов запросила у Москвы финансирование сноса 100 домов, в общей сложности это около 150 млн. рублей. Часть этих средств поступила весной. Но ведь вы понимаете, тогда началась избирательная кампания в горсовет, и чтобы народ не проголосовал против кандидатов от «Единой России», которые олицетворяют правящую власть, сносы были перенесены на осень. И что мы видим? 14 сентября состоялись выборы, и уже 15 сентября утром приставы были в поселке Таежный.

Впрочем, сегодня общественное мнение складывается не в пользу самовольщиков, поскольку многие видят во что превратился город из-за хаотичного и массового захвата земель. А потому наученное чужим опытом большинство граждан, прежде чем начать стройку, интересуется юридической чистотой земли.

Да, сегодня есть проблема доступности земли в Улан-Удэ, однако в пригородах появилось немало дешевых участков стоимостью около 80 тысяч рублей. И активизация судебных приставов по сносам незаконных построек при всех социальных издержках дает потенциальным самовольщикам четкий сигнал — прежде чем строиться, необходимо оформить землю в собственность. Времена «нахаловок» проходят.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру