А произошло это историческое событие вечером 31 января в ресторане «Мэргэн». Его свидетелями и участниками стали повара, артисты, политики, бизнесмены, журналисты и около 15 товаропроизводителей.
Гости мероприятия толклись возле огромного стола, на который и водрузили кулинарный шедевр. Не знаю, как остальные, но я при виде него невольно вспомнила крылатую фразу из советского фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Только вот вместо почек заячьих верченых, голов щучьих с чесноком и икры заморской баклажанной здесь (согласно табличкам) имелись «Творог», «Колбасы», «Сметана», «Окунь жареный», «Свинина отварная», «Орехи кедровые», «Настойка хреновая «Хреновуха», «Морс облепиховый», «Джемы из дикоросов», «Канапе с копченым и малосольным омулем» и иже с ними.
Одним словом, излюбленная, но тривиальная продукция, которая выпускалась у нас и 10, и 30, и 50 лет назад. Из нетривиальной собравшиеся отметили лишь мясо кролика (несколько тушек и впрямь лежало на карте где-то возле Баргузинского района). Но самым прискорбным оказалось то, что за последние годы мы не только не изобрели новое, но и потеряли старое. Например, брендовые консервы «Мелкий частик в томатном соусе» Усть-Баргузинского рыбозавода, как и веселящая продукция «Байкалфарма» канули в лету. И, судя по всему, безвозвратно. Впрочем, качество продуктов в погоне за экономией средств тоже изрядно пострадало (амтовская «птичка» и мясокомбинатская колбаса 90-х годов и нынешних дней далеки друг от друга, как Улан-Удэ от Багдарина). Возникает вполне логичный вопрос: «Где же результат мудрого руководства Бурятией и ее промышленного развития?». Надо полагать, в перспективе. Причем весьма туманной.
Однако стоит отдать должное организаторам мероприятия. К созданию карты они подошли весьма позитивно, креативно и ассоциативно. Север был выложен мясом и колбасой, юг — джемами и напитками, а центр — медом, орехами, эрелжэ, буузами и хошхоногом. Озеро Байкал «наводнили» жареным окунем и рыбными котлетами, Джидинский район «зысыпали» боргойской бараниной, а Баргузинский район — баргузинскими же пельменями. Получилось вполне себе художественно.
— Вообще гастрономические карты — достаточно распространенный пиар-ход во всем мире, — пояснила управляющая отелем «Мэргэн Батор» Елена Цыренова. — А на фоне санкций он стал как для России, так и для Бурятии актуальным способом поиска новых ресурсов и поставщиков «внутри себя». И, кажется, нашему региону эта задача вполне по плечу.
По крайней мере, свою лепту в установку мирового рекорда внесли и предприятия (ООО «БМПК», ООО «Бурятмяспром», ОАО «Бурятхлебпром», ОАО «Молоко Бурятии», ООО «Еланская гречиха», свинокомплекс «Восточно-Сибирский» и др.), и бизнесмены, и частные лица. Так, жители села Жемчуг отправили молочные продукты, а жительница Улан-Удэ сделала национальную выпечку — боовы. «Мы производим их вручную в небольшом цехе исключительно из натуральных компонентов, а реализуем в местных магазинах — «Барисе», «Николаевском» и «Славянском базаре», — поведала корреспонденту «МК» сотрудница ИП «Дугаров» Лариса Ендонова.
…После того как организаторы мероприятия окончательно заполнили карту, а гости внимательно изучили ее и вдоволь поговорили друг с другом, ведущий вечера и арт-директор заведения Александр Малханов ликующе объявил: «Санкции не могут помешать нашей вкусной жизни!». Под этим вдохновляющим лозунгом и начались выступления артистов вперемежку с поздравлениями чиновников и бизнесменов. Первым слово взял зампред комитета Народного Хурала РБ по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Баир Гармаев.
— Думаю, такая акция позволит Бурятии прогреметь на всю Россию и, возможно, на весь мир и продвинуть на рынке свои экологически чистые и полезные продукты, которыми она сейчас обеспечена почти на 100%. Отрадно, что на гастрономической карте появились местные наливки. Но хотелось бы, чтобы у нас возродилось и ликероводочное производство, — выдал народный избранник.
— Эта акция еще раз продемонстрирует богатство и уникальность нашего региона, — вторила ему руководитель республиканского агентства по туризму Людмила Максанова. — Гастрономический туризм шагает по всей планете. Сегодня 1/3 желающих отдыхать выбирает территории по «вкусу». Еда имеет колоссальное значение. И в условиях санкций наши производители должны доказать, что наши потребители могут жить спокойно и уверенно, зная: Бурятия готова к импортозамещению в продовольственной сфере.
...Когда красноречие иссякло, поток собравшихся хлынул к столу и, едва не снеся его, замер в ожидании «момента икс». Генеральный директор международного агентства регистрации рекордов «Интеррекорд» Влад Копылов, которого специально пригласили ради такого события, жестом фокусника извлек желтую рулетку. Пока он вместе с ведущим Александром Малхановым и журналисткой Дорой Хамагановой замерял карту, зал затаил дыхание (лишь стучали сердца, щелкали фотоаппараты да жужжали видеокамеры).
Результат превзошел ожидания: 500х348 см, а не 500х250 см, как заявляли организаторы. Толпа радостно ухнула, а Копылов быстро заполнил документы и торжественно вручил управляющей оте-лем «Мэргэн Батор» сертификат об установлении мирового рекорда, напомнив, что он здесь уже не первый. Пару месяцев назад 25 человек слепили в данном заведении 2642 буузы за 1 час. Сей факт был запечатлен на страницах Книги рекордов Гиннесса. «Идея с гастрономической картой очень актуальна. Она показывает, что продукты у нас есть и что от голода мы не умрем», — подытожил гендиректор «Интеррекорда».
Вопреки слухам, после презентации кулинарный шедевр не заморозили и не отправили в далекое путешествие по всем районам, а превратили в фуршетный стол. «Оттяпать» лакомый кусочек от Бурятии могли все желающие. А таковых оказалось немало: буквально за несколько минут продукты разлетелись по тарелкам, а гости разбрелись по углам. Лично я попробовала отварную свинину, домашний сыр, черемуховое пирожное и клюквенную настойку, от которой глаза непроизвольно собрались в кучу (производитель постарался на совесть). Но, честно говоря, не наелась. Как говорится, по усам текло, а в рот не попало.