Почему в бурятском театре оперы и балета так ревностно отнеслись к заграничным успехам бывшей теперь уже примы-балерины

Прима-балерина театра оперы и балета Лия Балданова стала звездой не только на родной сцене, но и бурятских СМИ

Внимание к ее персоне привлекли успешные гастроли в США и Канаде.

Прима-балерина театра оперы и балета Лия Балданова стала звездой не только на родной сцене, но и бурятских СМИ
Фото: Александр Александров.

Точнее – последствия их, ставшие судьбоносными для самой Лии, и ее партнера Баира Жамбалова, тоже известный бурятский танцовщик, проработавший в оперном из своих 28 – 12 лет.

Там, за океаном им рукоплескали залы театров вместимостью свыше тысячи человек. А здесь их попросили вон.

По словам самих артистов, они ждали на родине одобрения и радости от их успехов. Все-таки прославляли за бугром свою родную республику. Но их заграничный вояж обернулся увольнением. А дело было так.

Оба они находились в учебном отпуске. В это время американский импресарио набирал труппу для гастролей по США и Канаде. Но пара из Большого театра не смогла принять участие в этой поездке. Для Лии и Баира открылась счастливая возможность выступить на зарубежной сцене, как говориться, на мир просмотреть и себя показать. Конечно же, не отказались от участия в гастрольной поездке московской «Короны русского балета».

За два месяца 30 спектаклей

По словам Лии Балдановой, за два месяца гастролей она станцевала главную партию в «Лебедином озере» в 30 спектаклях. А за два года в Бурятском оперном - выходила на сцену в этом балете всего в 6 постановках. Чувствуете разницу? Баир Жамбалов исполнил партию Зигфрида впервые в жизни, но не на родной сцене, а на премьере в Нью-Йорке.

Опасения импресарио московской труппы не подтвердились: пару с азиатской наружностью в классическом русском балете принимали на ура в Торонто, Чикаго, Палм-Бич и в других городах Америки. Руководству Бурятского оперного радоваться бы успехам своих артистов. Но оно, будто из ревности, по приезду солистов предложило перейти на срочный договор, который не гарантирует занятость в постановках театра. По сути – это первый шаг к увольнению.

Фото: Александр Александров.

Лия и Баир не подписали документ. Сейчас они находятся в подвешенном состоянии, перед выбором – оставаться на родине или покинуть ее. Пока опальные артисты учатся. Баир Жамбалов - в Академии русского балета в Питере. Лия получает второе высшее образование и пишет диссертацию, посвященную ее наставнику и учителю Ларисе Сахьяновой. Жамбалов с горечью говорит, что мечтал бы преподавать и растить новое поколение бурятских танцовщиков после окончания Академии имени Вагановой. Но в родном театре, в котором он начал танцевать с 9 класса, увы, не востребован. Зато имеет возможность солировать на сценах центра России и за рубежом. Балданова же получила предложения из других трупп на гастрольные поездки, которыми Бурятский «операбалетный» не балует. Поддерживает своих коллег и вынужденная уволиться из-за приглашения на гастроли Оюна Надмитова.

- Дома мы выступаем в лучшем случае один раз в месяц и сидим, ждем следующего спектакля. Мне поступило предложение поехать на гастроли. Я была вынуждена уволиться, чтобы выступить в Америке. По приезду мне даже не разрешили позаниматься в классе. За 13 лет в театре я выступала один раз в Китае. На мою просьбу отпустить меня на гастроли, главный балетмейстер ответил отказом, мотивируя тем, что не может разбрасываться кадрами. Но в то же время не давал мне партии в наших постановках.

По словам Надмитовой, в Бурятском театре как такового творческого роста нет и в помине. Многие молодые балетные вынуждены уезжать в другие города и страны, чтобы совершенствоваться и не терять форму в ожидании ведущих партий у себя на родине. Но в тоже время в Бурятском театре оперы и балета работают уже 8 артистов японского происхождения.

Там востребованы, а дома - нет

- Обидно, там мы востребованы, а дома – нет. Зритель, приходя в театр, должен получать удовольствие от действа на сцене. Он не должен знать, кто с кем дружит, а кто не в фаворе. Конечно, в любом театральном коллективе есть фавориты, - говорит Лия Балданова.

- Мы проехали пол-Америки и получили признание американского и канадского зрителя. Американский импресарио рисковал, взяв на главные партии нас. Но его опасения не оправдались. Публика была просто сумасшедшая, истошно кричала «браво». Поклонницы с программками ждали меня на выходе. Я впервые за много лет работы в театре съездила за границу. Наша вина всего лишь в том, что мы не поставили в известность руководство театра о нашем участии в поездке, заведомо зная, что получим отказ. В учебном отпуске мы вольны заниматься тем, чем хотим, совмещая учебу с выступлениями. В коллективном договоре с театром нигде не прописано, что мы не имеем право участвовать в гастролях, - рассказывает прима-балерина.

Каждый день на гастролях в течение 2,5 месяцев бурятские артисты танцевали «Лебединое озеро». Дома же они ждали очередного спектакля целый месяц. По словам Баира Жамбалова, в гастрольной поездке у него была возможность исправлять свои ошибки и совершенствоваться.

- А дома переволнуешься, и возможности исправиться нет. Выступая каждый день на гастролях, находишься в отличной форме. Сейчас после такого приема в родном коллективе, мне уже все равно. Я уйду, и мой уход не останется незамеченным.

В отличие от многих других в Бурятском театре почему-то не приветствуется участие солистов в гастрольных поездках. Вероятно, именно по этой причине отсюда уволилось 10 человек, которые теперь работают в Москве. К примеру, в труппе «Короны русского балета» в гастролях по Америке и Канаде танцевали семь уроженцев из Бурятии. Бурятской школой восхищались за рубежом. Бурятии есть, кем гордиться, но, увы, полноценной занятости у себя дома нет, а желание выступать на других сценах пресекается. Что же делать артисту, стремящемуся прославлять свою республику?

Фото: Александр Александров.

- Создавать альтернативную труппу и приезжать на гастроли в Улан-Удэ, - заключает Лия Балданова, которой уже предложили уйти на пенсию. Хотя балерины ее возраста успешно продолжают блистать на сцене Большого театра и не думают об окончании карьеры. В Бурятии же кадры ценят, но очень уж своеобразно.

P.S. Руководство театра настоятельно попросило уволиться по собственному желанию Баира Жамбалова. Он уволился, теперь он будет работать не в Бурятии. В Оперном же остаются работать люди предпенсионного и пенсионного возраста, которым уже некуда идти. А молодым и востребованным - везде у нас дорога.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 4 марта 2015

Заголовок в газете: Где родилась, там не пригодилась

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру