Олег Соболев, председатель «Русского культурного центра» в Бурятии:

«Объединить так, как православие, не может ни одна политическая партия»

Общественная организация «Русский культурный центр» располагается в Доме дружбы народов в Улан-Удэ среди 24 других национальных и культурных объединений.

«Объединить так, как православие, не может ни одна политическая партия»
Олег Соболев.

Чтобы понять, чем она занимается, мы пообщались с председателем организации Олегом Соболевым.

— Что такое «Русский культурный центр» и как он появился?

— Региональная общественная организация «Русский культурный центр» была учреждена в октябре 2006 года. 21 февраля 2007 года зарегистрирована во всех государственных органах как общественная некоммерческая организация. Когда мы появились, в 2007 г. состоялось событие огромного масштаба, до сегодняшнего дня многие это не осознали или уже забыли: было объединение Русской православной церкви Московского патриархата и Русской православной церкви за рубежом. И в честь этого события в России был совершен крестный ход от Владивостока до Москвы. Я тоже посчитал нужным пройти по матушке России и помолиться. Участники основного состава были из Украины, Приморья, Забайкалья, западных регионов, а встретиться всем вместе и поговорить-помолиться — это здорово. Я до Новосибирска дошел, а дальше не хватило сил. По возвращении из крестного хода уже и мысли были другие, стало понятнее, чем люди живут. С новыми силами собрали «Русский культурный центр». Сегодня у нас всего 17 человек, через организацию прошло около 350. Еще вокруг нас есть сочувствующие. Были попытки создать филиалы в сельских районах, но пока смысла нет.

— Чем конкретно занимаются члены «Русского культурного центра»?

— Основными целями и задачами организации являются: соборность русского народа на основе православия, культурных и исторических ценностей в интересах национальных отношений в Российской Федерации. Мы проводим мероприятия, направленные на развитие и популяризацию русского языка и культуры, способствуем возрождению национальных, семейно-бытовых традиций и обычаев, народных промыслов. Организовываем паломнические поездки, меняемся делегациями с родственными общественно-культурными объединениями, помогаем проводить мероприятия, оказываем практическую помощь творческим коллективам и отдельным гражданам.

— Как люди попадают к вам?

— В основном люди приходят к нам через мероприятия. В этом году мы предполагали провести 5 марта очередной крестный ход через Байкал, но на намеченном маршруте лед оказался недостаточно толстым, и мы решили не рисковать. Еще мы устанавливаем связи с православными издательствами, поддерживаем контакты и распространяем их издания. Неравнодушны к тому, что происходит на Донбассе. По мере своих возможностей помогаем. Организация некоммерческая, все делаем сами.

— Вы общаетесь с культурными центрами других городов и стран?

— Общаемся с Башкортостаном, Уфой, Красноярском, с Крымом. В прошлом году с нами переходил Байкал один из руководителей звена «Артека», есаул Иванов Александр Алексеевич. Он через Интернет узнал, что готовится такой переход, позвонил в декабре и сказал, что готов приехать. Приехал, как полагается, в форме есаула. Накануне у них прошел большой круг казаков Крыма, они решили делегировать казаков для участия в Байкальском переходе. Есаул Иванов с нами совершил крестный ход, приехал домой — и через три дня он уже живет в России. А накануне мы как раз говорили о том, насколько граждане Крыма близки России.

В 2013-2014 годах мы установили связь с издательством журнала «Нин» из города Белграда в Сербии. В 2014 году делегация из Республики Сербия (режиссер Драган Чирянич, главный редактор Любинка Милинчич, оператор Часлав Петрови) прибыла в Кяхту для участия в празднике, посвященном 280-летию со времени образования города Троицкосавска (прежнее название Кяхты). Мне выпала честь сопровождать иностранных гостей и оказывать им посильную помощь. Результатом приезда делегации в Бурятию стал документальный фильм «Троицкосавск — Кяхта Саввы Владиславовича», с которым каждый желающий может ознакомиться в сети Интернет.

С октября 2014 года мы сотрудничаем с настоятелем Свято-Троицкого прихода в Улан-Баторе протоиереем отцом Алексеем (Трубачом). Настоятель православного прихода в Монголии близок мне духовно, я лично с ним знаком. Его труд помогает выходцам из России, проживающим в Монголии, не забыть свои культурные, духовные и исторические ценности, поэтому мне хотелось бы вкратце отметить его достижения на этом поприще.

В июне 2005 года отец Алексей был назначен настоятелем православного прихода в Монголии. Под его эгидой в марте 2007 года при Свято-Троицком приходе открылся «Русский культурный центр» для детей, где стали преподавать изобразительное и гончарное искусство, балет, информатику, русский язык. В этой светской школе стараются нравственно и эстетически воспитать монгольских и русских детей, развить у них навыки восприятия культурных ценностей, научить различать негативные и позитивные явления жизни в их нравственном осмыслении.

С ноября 2007 года при непосредственном участии настоятеля при приходе создана ДЮСШ №1 по хоккею с мячом, дабы отвлечь детей от тлетворного влияния улицы. ДЮСШ получила признание федерации хоккея Монголии и уже наладила связи с международной федерацией хоккея с мячом. Команда «Троица» участвовала в турнире на кубок гу-бернатора Иркутской области в 2008 и 2009 годах и хорошо зарекомендовала себя в серии товарищеских матчей с иркутскими командами и командой из Бурятии.

В настоящее время в приходе отцом Алексеем окормляется около 150 человек из числа постоянных прихожан, на Пасху и Рождество — около 200, по воскресеньям — 30-40. В основном это русские, украинцы, белорусы, несколько сербов, около 25 монголов. Единственный в стране православный приход может оказать духовную поддержку всем желающим, в том числе и выходцам из России, которых в Монголии насчитывается более пяти тысяч человек. Кстати, у прихода сложились хорошие отношения с Традиционной буддийской Сангхой и с представителями властей Монголии. Все это, безусловно, способствует развитию и укреплению российско-монгольской дружбы, что является очень важным делом на фоне сложившейся антироссийской политики Запада. Сейчас Россия разворачивается на Восток и деятельность таких людей, как отец Алексей несомненно помогла в создании необходимых для этого благоприятных условий.

— Чем еще можно объединить русских, кроме православия?

— Абсолютно ничем. Объединить так, как православие, не может ни одна политическая партия.

— Но русские были когда-то и неправославными.

— Язычество — это детский сад. Нет, мы ни в коем случае не отвергаем, это наша история, наша культура. Мы знаем, что была Киевская Русь, но мудрость Владимира была в том, что он объединил государство. Атеистом можно быть пока ты здоров, все хорошо, есть благосостояние. Когда посещают скорби, смерть близких, тяжелые болезни — начинаешь задумываться.

— Вы считаете себя глубоко верующим?

— Глубоко верующие люди находятся в монастыре, а я просто мирянин. Но божий дар от яичницы отличаю. Знаю, над чем надо работать. Многое пройдено, увидено, но работать над собой нужно всегда. С 14 лет я был комсомольцем и свою политическую жизнь помню с 9 лет, когда на меня повязали пионерский галстук. Я тогда испытал такое чувство ответственности за Родину. В 19 стал коммунистом. Я прошел через все эти фильтры и идеологические надстройки, теперь нахожусь в лоне Русской православной церкви и не жалею, что был в партии. Кстати, первые азы православия я получил в БГПИ на третьем курсе, когда мы изучали научно-ленинский атеизм.

— Вы боретесь за то, чтобы в Улан-Удэ появился памятник казакам-основателям города. Как вы считаете, зачем он нужен?

— Мои прадеды были основателями села Унэгэтэй в Заиграевском районе, я знаю свою родословную до седьмого колена. Насколько память мне не изменяет, есть улица во Франции, на которой стоит памятник казакам. Это же все-таки история, надо ее знать. Моя бабушка — бурятка, все жены моих прадедов — бурятки. От оккупанта, я думаю, рожать по восемь-девять детей никто бы не стал. А как они сами содержали такое количество детей? Когда прибыли сюда и никакой не было поддержки, это же Забайкалье, а не Подмосковье. Они же не огораживали себя крепостями, а создавали семьи.

В Улан-Удэ создалось движение за установку памятника, возглавлял его Устинов Василий Васильевич (который в эти дни скоропостижно скончался. — Ред.). Туда несколько организаций вошли, естественно, и казаки наши. Это стало делом чести. К нам приезжают сербы, шведы, американцы, и когда они узнают, что есть люди, которые противостоят установке памятника, они только руками разводят — не могут этого понять. Большинство же бурят к установке памятника относятся с пониманием, в них присутствует мудрость. Ведь когда одна культура подавляет другую, то она сама перестает существовать. Нужно дать возможность всем.

— Не хотели бы вернуть городу историческое название?

— Я считаю, что у столицы Бурятии должно оставаться название Улан-Удэ. Единственное, с чем я могу поспорить, хотя меня об этом никто и не спрашивал, что у нас епархия могла бы называться Верхнеудинская и Бурятская. Чтобы отдать дань истории.

— Как вы относитесь к тем, кто продвигает идею русскости более агрессивно, проводит демонстрации?

— Кто-то предлагал, чтобы у нас в Бурятии проходили «Русские марши». Честно хочу сказать, я в таких демонстрациях не нуждаюсь. Вот пройти крестным ходом через всю Россию, какой бы национальности ты ни был, и помолиться «Господи Иисусе сыне Божий, помилуй нас» — мы с такой молитвой шли. Тогда совсем другое дело. Хотя представители русского марша используют русскую символику и имперские флаги, но эти флаги уже используются и на фашистских мероприятиях, что совершенно неприемлемо.

— Спасибо за беседу!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 25 марта 2015

Заголовок в газете: Дело чести

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру