Останки великого венгерского поэта Шандора Петефи, найденные в Баргузине, предадут земле на его родине

На этой неделе руководитель национальной комиссии «Петефи» Ференц Морваи посетил Бурятию,

чтобы предоставить акты экспертиз, подтверждающие принадлежность останков венгерскому поэту, и поблагодарить местные власти за помощь в проведении исследований. Таким образом, в истории длиною в четверть века будет поставлено… многоточие.

На этой неделе руководитель национальной комиссии «Петефи» Ференц Морваи посетил Бурятию,
Руководитель национальной комиссии «Петефи» Ференц Морваи.

Ведь впереди — церемонии перезахоронения останков, а также съемки фильма о Шандоре Петефи и установке ему памятника на территории Баргузина. Все подробности — в материале «МК».

От поэта до революционера

Останки венгерского поэта Шандора Петефи.

Останки венгерского поэта Шандора Петефи.

Останки венгерского поэта Шандора Петефи.

История гласит, что Александр Петрович (Шандор Петефи) родился 1 января 1823 года в Кишкереш в небогатой семье мелких землевладельцев. Его мать — словенка Мария Грузова (Груз), а отец — серб Стеван (Иштван) Петрович, торговавший скотом. Когда мальчику исполнился год, семейство переселилось в Кишкунфеледьхазу, которую он впоследствии считал родным городом.

По мере финансовых возможностей Стеван Петрович пытался дать своему сыну наилучшее образование, но разорился из-за катастрофического наводнения. Поэтому Александр оставил лицей в Банской Штьявнице и, не имея средств к существованию, в 1839 году поступил на службу в армейскую часть под Шопроном, откуда в 1841 году был уволен по болезни.

После этого работал актером, репетитором, писцом, переводчиком... И, наконец, накопил денег, чтобы продолжить обучение, и поступил в коллегиум в Папе, где встретился с лучшим другом — Мороком Йокаи…Уже в 1842 году вышло его первое стихотворение под именем «Александр Петрович» и первое произведение под именем «Шандор Петефи», а в 1844 году — первый сборник, изданный по настоятельной рекомендации Михая Верешмарти, который ознакомился с ранним творчеством молодого поэта. Реализм и романтизм, бунт против деспотизма австрийских Габсбургов и требование демократических преобразований — вот его основные черты («Дикий цветок», «Против королей»).

Поэт вместе с близким другом — писателем Яношем Аранем — предпринимал первые попытки сплотить национально-освободительное движение на родине. В 1846 году он создал организацию «Общество десяти», которая состояла из радикальной молодежи Пешта и изначально существовала для праведной борьбы за демократизацию литературы, в 1847 году возглавил организацию «Молодая Венгрия», а после женитьбы на Юлии Сендреи активизировал эту деятельность.

Смерть за свободу

В середине XIX века Шандор Петефи сыграл ключевую роль в разворачивании революционной борьбы на территории Австрийской империи. Когда началась Венгерская революция 1848-1849 годов, он наряду с Лайошем Кошутом стал руководителем демократического лагеря, а вместе с Яношем Ирини и Лайошем Кошутом — разработчиком основных требований авангарда революционной демократии под названием «12 пунктов». 13 марта 1848 года они были переданы австрийскому престолу, но отклонены королем Фердинандом V.

В итоге «Мартовская молодежь», куда входил и венгерский поэт, возглавила революционное восстание 15 марта 1848 в Буде и Пеште. Из кафетерия Петефи с небольшой группой своих последователей направился в университет, где собрал студентов, а затем — в типографию, где выпустил тиражом в несколько тысяч экземпляров «12 пунктов» и «Национальную песню» — произведение, призывавшее к провозглашению независимости. Воодушевившись ею, революционеры отправились в Буду и добились от наместничества принятия «12 пунктов», отмены цензуры и освобождения Михая Танчича — одного из руководителей революционного движения.

Впоследствии Шандор Петефи использовал свои ораторские способности для борьбы за создание независимой демократической Республики Венгрии («К нации», «На виселицу королей»). Популярный в городах и селах, но «проваленный» дворянством и чиновничеством на выборах в Национальное собрание Венгрии, он сам встал на защиту родины от врагов.

С сентября 1848 года — солдат революционной армии Гонвед, а с января 1849 — адъютант талантливого военачальника Юзефа Бема, который командовал венгерскими войсками в Трансильвании... Шандор не только участвовал в военных действиях, но и писал боевые песни, поднимавшие дух солдат. Именно тогда появились «Ужаснейшие времена», «Жизнь и смерть» и, конечно, «Апостол». Главный герой этой поэмы отдает жизнь за освобождение простого народа.

Впрочем, как и национальный герой Венгрии. По одной версии, он погиб 31 июля 1849 года в битве при Шегешваре (Сигишоаре), а по другой — умер в ссылке в Сибири. И если первая основана на записи, сделанной в дневнике русского полевого врача, то вторая — на вещдоках, найденных в Баргузине некоторыми упорными исследователями. О ней, собственно, и пойдет речь ниже.

Опальный поэт

Вторую версию подтверждает историческая справка о пребывании Шандора Петефи в Сибири, составленная кандидатом исторических наук Алексеем Тиваненко и епископом ассоциации христианских церквей «Союз христиан» по СФО Виктором Колмыниным. Согласно ей, протоколы Австрийского правительства от 15 октября 1849 года содержат просьбу к Российскому правительству о депортации участников национального восстания в Сибирь или на Камчатку, откуда они не могли бы вернуться на родину.

Далее. В государственном архиве России (бумаги генерала Юзефа Бема) есть список 1500 венгерских военнопленных, эпатированных через Черновцы в Россию, а в государственных архивах Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края — переписка царского правительства с губернскими властями о прибытии этих военнопленных на поселение, а также переписка губернских властей с волостными правлениями о местах их размещения (включая Баргузин). И это — лишь некоторые факты, приведенные в исторической справке…

...В 1983 году закарпатский литературовед Василий Пагиря увидел статью Чика Йожефа Мадьяра «Отрабатывается версия о пребывании Шандора Петефи в сибирском плену» из газеты «Мадьярорсаг». Она сообщала о том, что венгерский военнопленный Ференц Швигель, попавший в русский плен в первую мировую войну, обнаружил в Забайкалье могилу с надписью «Александр Степанович Петрович, венгерский майор и поэт, умер в Иллсунске — Азия — в 1856 году, май месяц». Материал даже приводил фотографию креста и текст стихотворения Петефи с его автографом от 1853 года.

В 1984 году Василий Пагиря опубликовал в иркутском журнале «Сибирь» собственную статью «Правда или легенда о Шандоре Петефи?». Она вызвала огромный интерес бурятских краеведов и венгерских исследователей. Но поскольку в 1939 году Баргузинский архив полностью сгорел, изучение этого вопроса значительно осложнилось.

В поисках истины

Поэтому сведения о пребывании Шандора Петефи в Сибири основаны на книге писателя Армандо Люциферо, опубликованной в 1999 году по рукописи самого поэта (она была привезена в Венгрию одним из его соузников), а также на записях ученых Лазаря Элиасова и Александра Гуревича, сделанных в 1924-1936 годах по воспоминаниям местных жителей.

Например, брат и сестра Мороковы знали Петефи как вождя Венгерской революции 1848-1849 годов, который был ранен, брошен в общую могилу, но спасен русским солдатом и взят в плен (что соответствует воспоминаниям участников битвы при Шегешваре). Правда, знали не лично, а со слов Анны Кузнецовой — его гражданской жены, баргузинской женщины.

— В 1856 году она родила Шандору Петефи сына — Александра Кузнецова. Поэт не был православным, поэтому церковь не узаконила брак. А по законам того времени в подобных случаях детям давали фамилию матери, — рассказывает к.и.н. Алексей Тиваненко. — Дети Александра дали две ветви потомков — Кузнецовы и Евреиновы (вторые — от породнения с бурятами). У всех них есть единое убеждение о своем предке и характерные особенности физиологии (например, зуб-клык). А одна из потомков — курумканская бабушка — унаследовала поэтический дар и уже выпустила собственный сборник стихов.

...В 1989 году в Забайкалье прибыла международная антропологическая экспедиция из советских, венгерских и американских специалистов, снаряженная национальной комиссией «Петефи» под руководством Ференца Морваи. Старожилы Баргузина хорошо знали и точно показали ей место захоронения Шандора… Обнаруженный скелет соответствовал всем 27 антропологическим признакам революционера (хотя для подтверждения достаточно 3). Но научному триумфу помешала большая политика.

— Останки Петефи были найдены за 4 месяца до выборов президента Венгрии, — вспоминает Тиваненко. — И уже когда мы получили разрешение на их транспортировку, министр иностранных дел СССР позвонил председателю совета министров Бурятской АССР и сказал: «Сделайте все, чтобы в течение 4 месяцев останки в Венгрию не отправились и чтобы их принадлежность Шандору Петефи не подтвердилась». В противном случае на волне народной благодарности президентом Венгрии мог стать Ференц Морваи, который баллотировался на этот пост.

«Дело» передали в Москву. По истечении указанного срока «столичная» экспертиза вынесла неожиданный вердикт: обнаруженный в Баргузине скелет является... женским. Выяснилось, что она была сфальсифицирована в интересах академии наук и правительства Венгрии, а потому позже была отменена решениями президента ВНР и России. Виновные в подлоге понесли наказание. Однако новая экспертиза не состоялась из-за нежелания венгерских ученых и политиков «переписывать историю».

И все-таки он мужской!

Этот вопрос так и остался бы открытым, если бы за него не взялись дотошные ученые. Они инициировали ряд независимых экспертиз. В 2012 году Институт криминалистики чешской полиции провел суперпроекцию черепа венгерского поэта, а в 2014 году Институт судебной экспертизы министерства юстиции Китая сделал ДНК крови его «европейских» потомков. Первый доказал тождество с фотографиями Петефи, а второй — идентичность с родственниками Петефи по матери, живущими в Венгрии. Кстати, этот анализ «затмил» предыдущие экспертизы и показал невиданный результат — 99,9%.

Новые доказательства может дать ДНК матери и «баргузинских» потомков Шандора Петефи. Но на это требуется немало денег и времени. Пока же Ференц Морваи решил посетить Бурятию, поблагодарить ее власти и ученых (как и он с первых дней занимавшихся «вопросом Петефи» и помогавших его решению), а также предоставить акты экспертиз и сделать ряд предложений.

— Наша работа продолжалась 26 лет, наталкивалась на препятствия, но не останавливалась перед трудностями и, наконец, закончилась, — подчеркнул он. — Шандор Петефи — олицетворение свободы. А потому в торжественной церемонии перезахоронения, которая состоится 17 июля 2015 года на венгерском кладбище, примет участие венгерское правительство без телохранителей и, конечно, простой народ — на сегодня это около 11 тысяч человек. Кроме того, мы пригласим на нее несколько «баргузинских» потомков и бурятских ученых. Во время церемонии прозвучит оратория, написанная известными композиторами — авторами рок-оперы «Король Венгрии».

А ранее, 15 апреля 2015 года, в Будапеште пройдет научная конференция при участии членов Венгерской академии наук (к слову, не особо приветствовавшей вышеописанные исследования). Но на этом мероприятия, посвященные революционеру, не закончатся. В планах — установка вечного памятника Петефи на месте его захоронения в Баргузине и съемки документального фильма о Петефи на местах его жизни и деятельности — в том числе в Бурятии. Кстати, сценарий к нему будут писать те же, кто писал сценарий к «Списку Шиндлера». А, значит, наш регион еще не раз услышит о венгерском поэте, а наше страна и весь мир — о нашем регионе.

Воспоминание. Цырема Доржиева, праправнучка Шандора Петефи: «В детстве дед все время рассказывал мне такую историю. Когда его дедушка вместе со своим напарником пасли скот, к ним подъехали жандармы и спросили: «Вы не видели здесь беглых каторжников?». Те ответили: «Нет»... Жандармы попросили: «Сообщите, если они появятся» и уехали в лес. А вскоре из леса же вышел каторжник и подошел к пастухам — обросший, оборванный. Они достали нож и… срезали ему волосы, сняли его лохмотья, сожгли их, дали одежду (унты, шапку и дэгэл) и вручили кнут. Через некоторое время жандармы снова подъехали, увидели трех пастухов вместо двух, но ничего не заподозрили. Так этот человек остался у моего предка. По рассказам, он был заядлым охотником и рыбаком и погиб во время шторма на Байкале».

Ведь впереди — церемонии перезахоронения останков, а также съемки фильма о Шандоре Петефи и установке ему памятника на территории Баргузина. Все подробности — в материале «МК».

От поэта до революционера

История гласит, что Александр Петрович (Шандор Петефи) родился 1 января 1823 года в Кишкереш в небогатой семье мелких землевладельцев. Его мать — словенка Мария Грузова (Груз), а отец — серб Стеван (Иштван) Петрович, торговавший скотом. Когда мальчику исполнился год, семейство переселилось в Кишкунфеледьхазу, которую он впоследствии считал родным городом.

По мере финансовых возможностей Стеван Петрович пытался дать своему сыну наилучшее образование, но разорился из-за катастрофического наводнения. Поэтому Александр оставил лицей в Банской Штьявнице и, не имея средств к существованию, в 1839 году поступил на службу в армейскую часть под Шопроном, откуда в 1841 году был уволен по болезни.

После этого работал актером, репетитором, писцом, переводчиком... И, наконец, накопил денег, чтобы продолжить обучение, и поступил в коллегиум в Папе, где встретился с лучшим другом — Мороком Йокаи…Уже в 1842 году вышло его первое стихотворение под именем «Александр Петрович» и первое произведение под именем «Шандор Петефи», а в 1844 году — первый сборник, изданный по настоятельной рекомендации Михая Верешмарти, который ознакомился с ранним творчеством молодого поэта. Реализм и романтизм, бунт против деспотизма австрийских Габсбургов и требование демократических преобразований — вот его основные черты («Дикий цветок», «Против королей»).

Поэт вместе с близким другом — писателем Яношем Аранем — предпринимал первые попытки сплотить национально-освободительное движение на родине. В 1846 году он создал организацию «Общество десяти», которая состояла из радикальной молодежи Пешта и изначально существовала для праведной борьбы за демократизацию литературы, в 1847 году возглавил организацию «Молодая Венгрия», а после женитьбы на Юлии Сендреи активизировал эту деятельность.

Смерть за свободу

В середине XIX века Шандор Петефи сыграл ключевую роль в разворачивании революционной борьбы на территории Австрийской империи. Когда началась Венгерская революция 1848-1849 годов, он наряду с Лайошем Кошутом стал руководителем демократического лагеря, а вместе с Яношем Ирини и Лайошем Кошутом — разработчиком основных требований авангарда революционной демократии под названием «12 пунктов». 13 марта 1848 года они были переданы австрийскому престолу, но отклонены королем Фердинандом V.

В итоге «Мартовская молодежь», куда входил и венгерский поэт, возглавила революционное восстание 15 марта 1848 в Буде и Пеште. Из кафетерия Петефи с небольшой группой своих последователей направился в университет, где собрал студентов, а затем — в типографию, где выпустил тиражом в несколько тысяч экземпляров «12 пунктов» и «Национальную песню» — произведение, призывавшее к провозглашению независимости. Воодушевившись ею, революционеры отправились в Буду и добились от наместничества принятия «12 пунктов», отмены цензуры и освобождения Михая Танчича — одного из руководителей революционного движения.

Впоследствии Шандор Петефи использовал свои ораторские способности для борьбы за создание независимой демократической Республики Венгрии («К нации», «На виселицу королей»). Популярный в городах и селах, но «проваленный» дворянством и чиновничеством на выборах в Национальное собрание Венгрии, он сам встал на защиту родины от врагов.

С сентября 1848 года — солдат революционной армии Гонвед, а с января 1849 — адъютант талантливого военачальника Юзефа Бема, который командовал венгерскими войсками в Трансильвании... Шандор не только участвовал в военных действиях, но и писал боевые песни, поднимавшие дух солдат. Именно тогда появились «Ужаснейшие времена», «Жизнь и смерть» и, конечно, «Апостол». Главный герой этой поэмы отдает жизнь за освобождение простого народа.

Впрочем, как и национальный герой Венгрии. По одной версии, он погиб 31 июля 1849 года в битве при Шегешваре (Сигишоаре), а по другой — умер в ссылке в Сибири. И если первая основана на записи, сделанной в дневнике русского полевого врача, то вторая — на вещдоках, найденных в Баргузине некоторыми упорными исследователями. О ней, собственно, и пойдет речь ниже.

Опальный поэт

Вторую версию подтверждает историческая справка о пребывании Шандора Петефи в Сибири, составленная кандидатом исторических наук Алексеем Тиваненко и епископом ассоциации христианских церквей «Союз христиан» по СФО Виктором Колмыниным. Согласно ей, протоколы Австрийского правительства от 15 октября 1849 года содержат просьбу к Российскому правительству о депортации участников национального восстания в Сибирь или на Камчатку, откуда они не могли бы вернуться на родину.

Далее. В государственном архиве России (бумаги генерала Юзефа Бема) есть список 1500 венгерских военнопленных, эпатированных через Черновцы в Россию, а в государственных архивах Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края — переписка царского правительства с губернскими властями о прибытии этих военнопленных на поселение, а также переписка губернских властей с волостными правлениями о местах их размещения (включая Баргузин). И это — лишь некоторые факты, приведенные в исторической справке…

...В 1983 году закарпатский литературовед Василий Пагиря увидел статью Чика Йожефа Мадьяра «Отрабатывается версия о пребывании Шандора Петефи в сибирском плену» из газеты «Мадьярорсаг». Она сообщала о том, что венгерский военнопленный Ференц Швигель, попавший в русский плен в первую мировую войну, обнаружил в Забайкалье могилу с надписью «Александр Степанович Петрович, венгерский майор и поэт, умер в Иллсунске — Азия — в 1856 году, май месяц». Материал даже приводил фотографию креста и текст стихотворения Петефи с его автографом от 1853 года.

В 1984 году Василий Пагиря опубликовал в иркутском журнале «Сибирь» собственную статью «Правда или легенда о Шандоре Петефи?». Она вызвала огромный интерес бурятских краеведов и венгерских исследователей. Но поскольку в 1939 году Баргузинский архив полностью сгорел, изучение этого вопроса значительно осложнилось.

В поисках истины

Поэтому сведения о пребывании Шандора Петефи в Сибири основаны на книге писателя Армандо Люциферо, опубликованной в 1999 году по рукописи самого поэта (она была привезена в Венгрию одним из его соузников), а также на записях ученых Лазаря Элиасова и Александра Гуревича, сделанных в 1924-1936 годах по воспоминаниям местных жителей.

Например, брат и сестра Мороковы знали Петефи как вождя Венгерской революции 1848-1849 годов, который был ранен, брошен в общую могилу, но спасен русским солдатом и взят в плен (что соответствует воспоминаниям участников битвы при Шегешваре). Правда, знали не лично, а со слов Анны Кузнецовой — его гражданской жены, баргузинской женщины.

 

— В 1856 году она родила Шандору Петефи сына — Александра Кузнецова. Поэт не был православным, поэтому церковь не узаконила брак. А по законам того времени в подобных случаях детям давали фамилию матери, — рассказывает к.и.н. Алексей Тиваненко. — Дети Александра дали две ветви потомков — Кузнецовы и Евреиновы (вторые — от породнения с бурятами). У всех них есть единое убеждение о своем предке и характерные особенности физиологии (например, зуб-клык). А одна из потомков — курумканская бабушка — унаследовала поэтический дар и уже выпустила собственный сборник стихов.

...В 1989 году в Забайкалье прибыла международная антропологическая экспедиция из советских, венгерских и американских специалистов, снаряженная национальной комиссией «Петефи» под руководством Ференца Морваи. Старожилы Баргузина хорошо знали и точно показали ей место захоронения Шандора… Обнаруженный скелет соответствовал всем 27 антропологическим признакам революционера (хотя для подтверждения достаточно 3). Но научному триумфу помешала большая политика.

— Останки Петефи были найдены за 4 месяца до выборов президента Венгрии, — вспоминает Тиваненко. — И уже когда мы получили разрешение на их транспортировку, министр иностранных дел СССР позвонил председателю совета министров Бурятской АССР и сказал: «Сделайте все, чтобы в течение 4 месяцев останки в Венгрию не отправились и чтобы их принадлежность Шандору Петефи не подтвердилась». В противном случае на волне народной благодарности президентом Венгрии мог стать Ференц Морваи, который баллотировался на этот пост.

«Дело» передали в Москву. По истечении указанного срока «столичная» экспертиза вынесла неожиданный вердикт: обнаруженный в Баргузине скелет является... женским. Выяснилось, что она была сфальсифицирована в интересах академии наук и правительства Венгрии, а потому позже была отменена решениями президента ВНР и России. Виновные в подлоге понесли наказание. Однако новая экспертиза не состоялась из-за нежелания венгерских ученых и политиков «переписывать историю».

И все-таки он мужской!

Этот вопрос так и остался бы открытым, если бы за него не взялись дотошные ученые. Они инициировали ряд независимых экспертиз. В 2012 году Институт криминалистики чешской полиции провел суперпроекцию черепа венгерского поэта, а в 2014 году Институт судебной экспертизы министерства юстиции Китая сделал ДНК крови его «европейских» потомков. Первый доказал тождество с фотографиями Петефи, а второй — идентичность с родственниками Петефи по матери, живущими в Венгрии. Кстати, этот анализ «затмил» предыдущие экспертизы и показал невиданный результат — 99,9%.

Новые доказательства может дать ДНК матери и «баргузинских» потомков Шандора Петефи. Но на это требуется немало денег и времени. Пока же Ференц Морваи решил посетить Бурятию, поблагодарить ее власти и ученых (как и он с первых дней занимавшихся «вопросом Петефи» и помогавших его решению), а также предоставить акты экспертиз и сделать ряд предложений.

— Наша работа продолжалась 26 лет, наталкивалась на препятствия, но не останавливалась перед трудностями и, наконец, закончилась, — подчеркнул он. — Шандор Петефи — олицетворение свободы. А потому в торжественной церемонии перезахоронения, которая состоится 17 июля 2015 года на венгерском кладбище, примет участие венгерское правительство без телохранителей и, конечно, простой народ — на сегодня это около 11 тысяч человек. Кроме того, мы пригласим на нее несколько «баргузинских» потомков и бурятских ученых. Во время церемонии прозвучит оратория, написанная известными композиторами — авторами рок-оперы «Король Венгрии».

А ранее, 15 апреля 2015 года, в Будапеште пройдет научная конференция при участии членов Венгерской академии наук (к слову, не особо приветствовавшей вышеописанные исследования). Но на этом мероприятия, посвященные революционеру, не закончатся. В планах — установка вечного памятника Петефи на месте его захоронения в Баргузине и съемки документального фильма о Петефи на местах его жизни и деятельности — в том числе в Бурятии. Кстати, сценарий к нему будут писать те же, кто писал сценарий к «Списку Шиндлера». А, значит, наш регион еще не раз услышит о венгерском поэте, а наше страна и весь мир — о нашем регионе.

Воспоминание. Цырема Доржиева, праправнучка Шандора Петефи: «В детстве дед все время рассказывал мне такую историю. Когда его дедушка вместе со своим напарником пасли скот, к ним подъехали жандармы и спросили: «Вы не видели здесь беглых каторжников?». Те ответили: «Нет»... Жандармы попросили: «Сообщите, если они появятся» и уехали в лес. А вскоре из леса же вышел каторжник и подошел к пастухам — обросший, оборванный. Они достали нож и… срезали ему волосы, сняли его лохмотья, сожгли их, дали одежду (унты, шапку и дэгэл) и вручили кнут. Через некоторое время жандармы снова подъехали, увидели трех пастухов вместо двух, но ничего не заподозрили. Так этот человек остался у моего предка. По рассказам, он был заядлым охотником и рыбаком и погиб во время шторма на Байкале».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 8 апреля 2015

Заголовок в газете: Похороните меня на родине

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру