О чем молчат ретро-авто в Бурятии?

Вот уже 30 лет в Улан-Удэ существует необычный музей

Там хранятся не картины, не рукописи и не скульптуры, а… автомобили, не простые, а — старинные! «Победа», «Москвичи», «трехтонка», легендарная «полуторка» … — 12 машин, целый мини-парк.

Вот уже 30 лет в Улан-Удэ существует необычный музей

Правда, зимой и летом, днем и ночью они стоят на улице под снегом и дождем. Было бы неплохо, если бы местные уделили уникальному транспорту уходящей эпохи чуть человеческого внимания. Но пока они вспоминают о нем лишь накануне знаменательных событий.

Откуда же у нас взялись ретро-авто и в чем они нуждаются? Ответы на эти вопросы искал корреспондент «МК».

Легенды на колесах

ОСП «Автобаза связи» — подразделение УФПС Республики Бурятия ФГУП «Почта России» — полурежимный объект. Попасть на его территорию обычным жителям непросто — действует пропускная система. Основные и редкие посетители — школьники и студенты ссузов и вузов, обучающиеся на автомобильных факультетах. А посмотреть здесь, между прочим, есть на что. Под навесом и на постаментах стоят машины, которые сейчас едва ли можно увидеть на дорогах общего пользования в Улан-Удэ и Бурятии. Причем некоторые из них — настоящие легенды.

— Этот музей ведет свою историю с 1985 года, — рассказывает начальник ОСП «Автобаза связи» Виктор Котовщиков. — Инициатором его создания был инженер по безопасности дорожного движения Иван Кондратьев, работавший у нас много лет назад. Его идею поддержали другие сотрудники автобазы. Они искали детали и запчасти, а затем привозили их сюда и собирали из них машины своими руками. «Готовые» же авто мы покупали, либо получали в дар.

Таким «презентом» стал автомобиль ГАЗ-М20В «Победа» — модификация советской четырехколесной легенды, которая серийно производилась на Горьковском автомобильном заводе имени Молотова с 1946 по 1958 годы — автомобиля ГАЗ-М20 «Победа». Рассказывают, что первым его оценил Иосиф Сталин. 19 июня 1944 года главный конструктор «ГАЗа» Андрей Липгар показал ему образец будущей серийной машины и предложил назвать ее «Родиной». А вождь иронично спросил: «И почем у нас будет Родина?». Так родилось другое название, отразившее победу не только над фашистами, но и над бездорожьем. Знаменитый «железный конь» оказался удобным легковым транспортом для всего советского народа. Силуэт ГАЗ-М20 «Победа» даже высечен на надгробии Липгара.

— ГАЗ-М20В «Победа» нам подарил бывший начальник Кабанского почтамта, который приобрел его с рук, а Москвич-408 — бывший сотрудник, ныне пенсионер ОСП «Автобаза связи», который ездил на нем сам и работал у нас водителем, — продолжает экскурсию Котовщиков. — А вот Москвич-ИЖ2717 и фургон ТА-9С (показывает на синюю машину и сине-желтый автобус) — собственные автомобили. Кстати, второй долго и исправно служил: ходил по маршрутам и перевозил почту из Улан-Удэ в Каменск.

…Поодаль стоят ЗиС-5, ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-АА, ГАЗ-67, ЗИЛ-164А, Москвич-401 и Москвич-407 — настоящие легенды отечественного автомобилестроения. Первые три авто вызывают у нас особый интерес. Ведь, как известно, ЗиС-5 («трехтонка») и ГАЗ-АА (легендарная «полуторка») внесли огромный вклад в Великую Победу. Именно на них в военное лихолетье легла основная миссия по эвакуации простых жителей и перевозке оружия, боеприпасов, продовольствия и личного состава. На трудных дорогах Великой Отечественной войны эти «трудяги» показали себя с наилучшей стороны. Они имели довольно упрощенную конструкцию, но, несмотря на это, были очень надежными, практичными и неприхотливыми машинами даже при непогоде и бездорожье. И, кстати, служили не только средством для транспортировки грузов, но и базой для изготовления цистерн, автобусов, самосвалов, хлебных фургонов и первых «катюш».

— Наши ЗиС-5, ГАЗ-АА и ГАЗ-67 почти на 100% состоят из оригинальных частей. Они, конечно, не участвовали в Великой Отечественной войне, но зато нашли другое применение, — поясняет Виктор Котовщиков. — Например, в прошлом году мы вывозили эти автомобили на юбилей Иволгинского района и на парад Победы в Кабанском районе. Многие ветераны реагируют на такой «сюрприз» очень эмоционально: фотографируются и даже обнимаются с машинами...

Помнить нельзя забыть

Надо сказать, что в 2002 году «Автобаза связи» отмечала 70-летний юбилей. Тогда почти все вышеперечисленные машины заводили и делали на них торжественный пробег по Улан-Удэ. С тех пор «железные кони» стоят в своем стойле и ждут звездного часа. На учете они не числятся, а потому для поездок и работы не используются.

— Некоторые автомобили представляют собой историческую ценность — например, Москвич-401, ГАЗ-М20В «Победа». Ведь увидеть их на дорогах практически нельзя. Возможно, по 1-2 ретро-авто и пылятся в гаражах и догнивают в огородах наших жителей, но целых 12 хранятся только в музее ОСП «Автобаза связи» — единственном музее такого рода в Бурятии. Думаю, аналогов ему нет во всем Сибирском федеральном округе!

Но есть одно «но». Круглогодично и круглосуточно старинные автомобили находятся на открытом воздухе: одни — под навесом, другие (включая раритетные Москвич-401 и ГАЗ-М20В «Победа») — без оного. «Понятно, что хорошего здесь мало. Машины ржавеют, портятся... Но обеспечить надлежащие условия их содержания — например, построить ангар, где поддерживается необходимая влажность и температура — мы не можем из-за отсутствия средств», — констатирует наш экскурсовод.

Конечно, с протянутой рукой сотрудники ОСП «Автобаза связи» к властям Улан-Удэ и Бурятии не ходили и пристальное внимание на своей проблеме не заостряли. Но и власти Улан-Удэ и Бурятии сотрудникам ОСП «Автобаза связи» материальную помощь не предложили. Между тем ретро-авто могли бы участвовать в мероприятии, посвященном 70-летию Великой Победы. «А для этого нужно как минимум провести их покраску и техобслуживание. Конечно, все работы мы сделаем, как и прежде. Но бремя расходов опять ляжет на плечи предприятия», — делится Виктор Котовщиков.

— А вы берете деньги за аренду?

— Нет. Только просим обеспечить бензином, чтобы доставить автомобили до места назначения. Кстати, мы предоставляем их в пользование почти всем желающим. Отказывать людям бывает очень сложно…

Стоит ли говорить, что об организации собственной выставки предприятие даже не помышляет? Ведь нужны и заинтересованные лица, и специальное помещение, и определенная реставрация. По словам нашего собеседника, настоящие конфетки а-ля «вчера с конвейера» сотрудники автобазы из машин пусть и не сделали бы, но некий апгрейд точно провели бы. Однако этот вопрос снова упирается в деньги…

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 15 апреля 2015

Заголовок в газете: Забытая «Победа»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру