Пришел, увидел… понял!

В Улан-Удэ начал работу публичный музей занимательной науки для детей и взрослых

«Умnikум» — именно так называется это учреждение, существующее на базе школы №35 уже три года, но ставшее «достоянием народа» лишь пару недель назад.

В Улан-Удэ начал работу публичный музей занимательной науки для детей и взрослых
На занятиях в «Умnikуме» сочетаются теория и практика.

Отныне с 11.00 до 19.00 на выходных и каникулах все желающие могут посетить его, увидеть около 60 экспонатов по физике, логике и математике (между прочим, «ручного изготовления») и узнать их назначение. Окунуться в таинственный мир научных опытов решил и «МК». А помог нам в этом создатель «Умnikума» Валерий Горковенко.

Новый островок знаний

— Я отучился на физмате БГПИ и затем устроился в школу, — рассказывает Валерий Горковенко. — Еще когда был студентом, увлеченно читал книги Якова Перельмана — известного популяризатора науки, а когда стал учителем, постоянно применял почерпнутые из них знания в профессиональной деятельности — ставил необычные опыты и проводил вечера занимательной физики с учениками.

Более 30 лет Горковенко проработал в школах (причем 17 из них — на посту директора), а лет 15 назад вернулся к многолетнему увлечению и занялся организацией… экскурсионных поездок для бурятских школьников. «Во время них мы посещали музеи занимательных наук в Харбине, Москве и Питере и видели там множество экспонатов — в том числе «замудренно-увеселительных», — вспоминает Валерий Лукич.

Именно тогда, четыре года назад, он задумался о создании подобного объекта — но не для развлечения, а для обучения детей по принципу «Пришел, увидел… понял!». В условиях тотального внедрения ЕГЭ, которое не «объясняет», а лишь «натаскивает», это было особенно актуально.

Сказано — сделано. За 1-1,5 месяца Валерий Горковенко своими руками изготовил несколько экспонатов, пошел на поиски подходящего помещения для их показа и в результате провел две выставки: летом — в музее истории Бурятии, зимой — в музее природы Бурятии. Их посетило около 1500 человек, включая школьников и преподавателей нашего и соседних регионов.

Горковенко обучает детей по принципу «Пришел, увидел, понял!».
Это трансформатор Тесла. Всего в музее-лаборатории около 60 экспонатов по физике, логике и математике.

— После этого я понял: «Дело пойдет! Но нужно место!» и попросил о помощи директора школы №35 Людмилу Пахомову, — говорит наш собеседник. — Она выделила мне помещение бывшей мастерской, а я отремонтировал и оборудовал его.

Так три года назад появилась лаборатория занимательной науки «Умnikум». По собственному признанию, название для нее Горковенко придумывал долго. Оно таит глубокий смысл: навевает ассоциацию («уникум» — неповторимый) и содержит слово «ум», а также аббревиатуру «nik». На английском это расшифровывается как «new island knowledge», а на русский переводится как «новый островок знаний».

Лучше один раз увидеть…

Гостями и обитателями этого «островка» стали воспитанники детсадов и ученики школ Улан-Удэ, Бурятии и даже Монголии! Сейчас каждая группа или класс посещает его согласно специальному графику.

— Я провожу для них групповые занятия (обзорные или тематические) длительностью по 1,5-2 часа с 08.00 до 18.00, — поясняет Валерий Лукич. — Они включают демонстрационные лекции, фронтальные опыты-эксперименты, большинство из которых сами дети выполняют под моим руководством, а также небольшие перерывы, во время которых они индивидуально работают с экспонатами и разгадывают головоломки

И все это — с учетом детсадовской или школьной программы. Например, пятиклассникам руководитель «Умnikума» объясняет и показывает тепловые явления, семиклассникам — атмосферное давление, а одиннадцатиклассникам — электромагнитную индукцию. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — считает Горковенко и потому делает опыты максимально наглядными, а приборы — максимально понятными, снабжая их описанием, добавляя новые и убирая старые — громоздкие и непривлекательные для детей…

…Всего в лаборатории занимательной науки более 60 экспонатов по физике, логике и математике с интригующими названиями — «Колючий стул», «Властелин кольца», «Скользкие конусы», «Волк, коза и капуста», «Фруктово-овощной элемент» и т.д. Даже я — человек, имеющий по физике хлипкую «четверку» и далекий от нее как Рязань от Токио — проявляю неподдельный интерес и прошу своего экскурсовода рассказать о паре из них поподробнее. Он охотно соглашается.

— Вот (показывает на светящийся шар — ни дать ни взять ведьминское орудие!) — трансформатор Тесла. Этот прибор состоит из стеклянной сферы и центрального электрода. На него подается переменное высокое напряжение с частотой около 30 кГц. Сфера содержит смесь разреженных инертных газов. Их коронный разряд вокруг электрода имеет вид многочисленных разноцветных «молний». Если мы подносим к шару газонаполненную лампу, она светится благодаря сильному электрическому полю около него. А если подносим руки, «молнии» «клеятся» к ним (сделав так, чувствую себя настоящим ситхом. — Р.Р.).

Надо сказать, что посетители «Умnikума» не только наблюдают за работой экспонатов, но и инициируют ее. Например, запускают сифон-фонтан и помещают на вершину струи теннисный шарик (проявление принципа Бернулли) или собирают мини-модель арочного моста на столе из деревянных кубиков.

Руками… трогать!

Накопленный опыт и огромная популярность («Умnikум» посетили сотни человек) побудили Валерия Горковенко превратить свое «детище» в публичный интерактивный музей-лабораторию занимательной науки, где нужно трогать экспонаты руками и можно думать и отдыхать одному либо с семьей или друзьями.

Слова не разошлись с делами. Недавно просветительское учреждение открыло собственный сайт, а 11 апреля 2015 года распахнуло свои двери для всех желающих. С 11.00 до 19.00 на выходных и каникулах девчонки и мальчишки, а также их родители, бабушки и дедушки могут приходить сюда и неограниченное время изучать приборы, ставить опыты и делать мини-открытия. И все это — за небольшую плату размером 30-70 рублей.

— В начале каждого четного часа предполагается 20-минутная экскурсия и затем — самостоятельная работа посетителя с экспонатами и ответы на его вопросы, — подчеркивает наш собеседник. — Недавно бабушка и дедушка привели 4-летнего ребенка. Он собственными глазами увидел постоянно занимательные явления, которые происходят в окружающем мире.

Однако у «Умnikума» есть не только успехи, но и проблемы — например, нехватка места. По словам Горковенко, необходимо помещение площадью около 200 кв. метров: 80 — под музей, 30 — под площадку для 30-40 посадочных мест, 30 — под кабинет для оптических опытов, а 60 — под санузел и экспонаты-гиганты вроде качелей, демонстрирующих закон сохранения импульса.

«Выделить такое помещение можно было бы в каком-нибудь училище. Ведь многие кабинеты там часто пустуют, — говорит педагог. — Нас посещали многие чиновники, в том числе председатель комитета по образованию Улан-Удэ Ульяна Афанасьева, министр образования и науки Бурятии Алдар Дамдинов и даже глава Бурятии Вячеслав Наговицын. Ему я и рассказал о нашей проблеме». Но подвижек пока нет. Однако надежда есть. Ведь таких людей, как Горковенко, и таких учреждений, как «Умnikум», — чего уж греха таить, — сейчас очень мало.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру