Во многих российских регионах, особенно в крупных городах, школьники имеют возможность бесплатно (подчеркиваю, бесплатно) заниматься спортом и искусством.
В Бурятии же за дополнительное образование детей родителям приходится доплачивать, ведь только каждый второй школьник имеет возможность бесплатно заниматься в кружках и секциях. Во многих районах республики не только нет соответствующей материальной базы, но и даже ставок педагогов. Эти проблемы были озвучены на комитете по социальной политике Народного Хурала, который состоялся на минувшей неделе. Законодатели заслушали информацию о том, как исполняются рекомендации прошлогоднего «круглого стола» по дополнительному образованию.
Замминистра образования Баир Жалсанов сообщил, что на 1 января 2015 года в организациях дополнительного образования Бурятии было занято 55% от 160 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет. Они обучаются в 4,1 тысячи кружках, секциях и творческих объединениях. При этом из-за слабой материальной базы, отсутствия квалифицированных кадров техническим творчеством занимается всего 4% школьников. По мнению депутатов, это очень низкий показатель, при том, что страна остро нуждается в инженерах и высококвалифицированных рабочих.
Парламентарии также обратили внимание на большую разницу в охвате детей допобразованием в районах. Так, в отдельных районах в кружках и секциях занимаются 80-90% детей, а, например, в Еравнинском — 31%, в Иволгинском — 23%.
Замминистра пояснил, что допобразование находится в ведении муниципалитетов, и они сами решают, что и как развивать. Денег зачастую не хватает на самое необходимое. Власти решают вопросы выполнения майских указов по повышению заработной платы учителям общего и дополнительного образования. Сегодня средняя зарплата работников допобразования выросла до 26,5 тысячи рублей в месяц. Возникла дилемма: форсированно и ежегодно повышать зарплату, либо направлять средства на оснащение кружков и секций того же технического профиля. Председатель комитета по социальной политике НХ РБ Александр Стопичев заметил, что все муниципалитеты в равной степени являются дотационными и министерство финансов республики выравнивает бюджетную обеспеченность.
— Так быть не должно, когда у одних есть все, а у других хоть шаром покати, — заявил депутат. — Дополнительное образование — полномочия местного самоуправления, но и региональные власти по закону могут оказывать помощь муниципалитетам в этом вопросе, что закреплено законами. Недопустимо порождать между районами столь значительное неравенство в доступе детей к дополнительному образованию.
По словам Александра Стопичева, чтобы снять эти проблемы, нужно последовательно решать вопросы выравнивания обеспеченности в структурах дополнительного образования. В частности, разработать единую методику выделения ассигнований из республиканского бюджета на эти цели.
И движение в этом направлении идет, по крайней мере, как отметили чиновники минобразования РБ, на уровне федерального центра предполагается, что уже в конце нынешнего года регионы получат дополнительные средства на развитие дополнительного образования.
В заключение депутаты комитета по социальной политике рекомендовали правительству республики разработать и принять концепцию и план развития дополнительного образования, внедрить необходимые нормативы.