Улан-удэнцев обещают избавить от канализационных миазмов

Недавно в редакцию "МК" в Бурятии" пришло письмо от жителей Стеклозавода

Они обращаются к властям Бурятии и Улан-Удэ с (не побоимся этого слова) настоящим криком души. А именно — с наболевшим вопросом о работе очистных сооружений нашего города на территории этого поселка.

Недавно в редакцию "МК" в Бурятии" пришло письмо от жителей Стеклозавода
Фото: flickr.com

«Мы дышим смрадом»

Из письма следует, что они появились здесь в 1975 году, а установка по обезвоживанию отходов с последующим дроблением и вывозом сухих остатков на свалку — в 2008 году, еще при экс-мэре Геннадии Айдаеве. Однако она не работает с 2014 года, поскольку средства отсутствуют, и ремонт не производится. Между тем за 40 лет Улан-Удэ вырос в три раза, и его население значительно увеличилось.

Возможности пресловутых конструкций не совпали с потребностями «возмужавшей» столицы. В результате с ранней весны до поздней осени многим приходится дышать смрадом из очистных сооружений, но при этом очень хочется вдохнуть чистого воздуха — причем полной грудью.

— Вонь не только распространяется по Стеклозаводу, но и «добирается» до Дивизки и даже Шишковки. Запах со смесью метана, окисей азота и сероводорода вредит здоровью не меньше, чем выхлопы от машин и дым от сигарет и лесных пожаров, — сетуют люди. — Но владеющих ресурсоснабжающими организациями «варягов» не волнуют ни реконструкция оборудования, ни благополучие жителей, ни экология Байкала, а интересует лишь собственное обогащение.

За комментариями мы обратились в пресс-службу ОАО «Водоканал» и выяснили интересные факты.

Еле-еле техника в деле

В письме справедливо замечено, что это предприятие построило очистные сооружения правобережья Улан-Удэ в районе Стеклозавода почти полвека назад: запустило первую очередь в 1975 году, а вторую — в 1985. Сегодня оно очищает более 100 тысяч литров канализационных стоков за сутки.

Сей процесс предусматривает два этапа. Сначала вода поступает из канализационных труб в камеру гашения. Здесь она избавляется от мусора с помощью трех коллекторов, на песковых площадках — от песка, а на первичных отстойниках спустя несколько часов — от слоя жира и осадка с помощью скребков. Последний попадает в насосную станцию и через илоуплотнители идет в цех обезвоживания с применением пресс-фильтров, который ввели в эксплуатацию в 2008 году и запустили в работу после ремонта 22 мая 2015 года. Тут он уменьшается в объеме, спускается в кузов большегруза и вывозится на иловые карты. С них специфическое амбре и разносится по Стеклозаводу и Улан- Удэ «стараниями» розы ветров и не на шутку раздражает население. В пресс-службе ОАО «Водоканал» подчеркнули, что раньше, до 2013 года, он вывозился на городскую свалку. Но после природоохранная прокуратура запретила использовать ее из экологических соображений и решила закрыть.

Потом вода поступает на вторичные отстойники. Здесь она насыщается кислородом и частично избавляется от бактерий и микробов. К сожалению, сейчас все оборудование и инженерная система предприятия буквально дышат на ладан и постоянно рискуют выйти из строя — даже бетон гниет! Об этом «МК» подробно рассказывал в материалах «Команда «Газы!» дана для всех!» (№12 от 18 марта 2015 года) и «Ухудшая ситуацию» (№17 от 22 апреля 2015 года). Последствия такого коллапса почувствуют все и сразу. Однако специалисты надеются, что набившие оскомину проблемы с запахом, техникой, безопасностью и финансированием (и, следовательно, с выдачей зарплаты и снятием соцнапряженности) решатся уже скоро.

Ремонтировать нельзя эксплуатировать

Ведь в 2016 году начнется грандиозная реконструкция очистных сооружений в районе Стеклозавода, а именно — перевод их с открытого типа на закрытый. Несмотря на то, что ОАО «Водоканал» ежедневно контролирует качественный состав сбрасываемых в Селенгу, а, значит, и попадающих в Байкал вод, оно неоднократно платило нехилые штрафы за грубое нарушение НДВ — нормативов допустимого воздействия.

Поэтому в первую очередь требуется их очистка и обеззараживание методом УФО — ультрафиолетового облучения (стоимостью, ни много ни мало, 125 миллионов рублей), а также «приближение» к дистилированности, если не к идеальной чистоте. Правда, необходимой техники для достижения таких результатов нет даже в мировой практике, заверяют специалисты.

Однако явных причин для расстройства по этому поводу тоже нет, считает гендиректор ОАО «Водоканал» Жаргал Цыбиков. «При модернизации мы все заменим отечественным оборудованием и пусть не полностью достигнем необходимых показателей, зато значительно улучшим общую ситуацию», — оптимистично заявил он на тематическом совещании неделю назад. Кроме того, предполагается обработка осадка кавитационно-ферментным методом. Он практически устраняет запах и весьма успешно применяется в Энгельсе.

Надо сказать, что эта реконструкция вошла в федерально-целевую программу «Охрана озера Байкал». Ее будут финансировать из городского, регионального и федерального бюджетов. В пресс-службе ОАО «Водоканал» сообщили, что администрация Улан-Удэ уже успела провести торги, а комитет городского хозяйства — заключить с ОАО «Фирма ОРГРЭС» из Москвы муниципальный контракт по разработке проектно-сметной документации стоимостью 41 миллион рублей. Чиновники клятвенно заверяют, что это позволит построить очистные сооружения по новым технологиям — ведь они устарели не только технически, но и морально. А народ свято верит, что все вкупе поможет поставить жирную точку в дурно пахнущей истории длиной почти в полвека. Хотя, как говорится, свежо предание, да верится с трудом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 12 августа 2015

Заголовок в газете: Конец «вонючей» истории?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру