«Японец» попал в шторм

"Праворульные» иномарки в Бурятии не выдержали роста евро

На прошлой неделе улан-удэнский авторынок на улице Приречная пережил нокдаун.

"Праворульные» иномарки в Бурятии не выдержали роста евро

Перекупщики надеялись, что рост доллара и евро подстегнет продажу подержанных автомобилей по «старым» ценам. Однако народ не пришел, более того, произошло охлаждение интереса покупателей. О новых тенденциях на авторынке узнавал корреспондент «МК».

Как отмечают торговцы, лишь к началу лета этого года бурятский рынок пришел в себя после сильного удара декабря 2014 года, когда случился последний валютный кризис и иномарки стали безумно дорогими для обычного покупателя. Но тогда же ажиотажный спрос покупателей, стремившихся вложить слабеющие рубли в нечто материальное, позволил продать почти все свежепривезенные из Японии авто и быть в прибыли.

«Весной начал падать курс евро, а значит, уменьшилась и величина таможенной пошлины, поэтому многие наши поехали в Приморье за машинами. Ценник по сравнению с декабрем прошлого года снизился примерно на 10-15%. Рынок тогда стал потихоньку восстанавливаться», — говорит продавец Виталий.

По его словам, бурятские перекупщики полагали, что доллар по 50 с небольшим рублей позволит худо-бедно перегонять «безпробежных японцев», ведь спрос на них был относительно высок. Но, несмотря на стабилизацию рубля, авторынок был вялым и перекупщикам пришлось выискивать дешевые японские иномарки с большими пробегами к западу от Байкала, где весь прошлый и нынешний годы активно избавлялись от правого руля в пользу левого.

С востока на запад

Как рассказывают торговцы, если раньше бурятские перекупщики везли «японцев» с востока, то сейчас все чаще — из Иркутска и Красноярска, ведь на авторынке на Приречной наиболее востребованный сегмент — 200-300 тысяч рублей. За эти деньги можно купить «Тойту-Короллу» конца 90-х — начала «нулевых годов». Понятно, что такие машины, понюхавшие пыль дорог от Японии до Сибири, чаще ломаются, но более свежие автомобили основной части населения не по карману. Однако и они продаются все хуже и хуже. Слишком дороги.

«Сегодня многие наши не знают что делать, ведь с осени, когда доллар перевалил 55 рублей, мы перестали ездить за свежими машинами в Приморье, по новым ценам здесь их не продать», — жалуется Виталий.

По его словам, на прошлой неделе, когда курс доллара перешагнул отметку 70 рублей, а евро — 80, стало понятно, что рынку японских подержанных машин пришел конец.

«Мы звоним в Японию, они нам цену в долларах роняют, но растущая в евро пошлина сводит все на минус», — отмечает собеседник.

Правда, пока торговать есть чем: в Приморье весной автодилеры завезли огромное количество «праворуких» по относительно низкому курсу. Их должно хватить как минимум до конца года. Но бурятские перекупщики поедут за ними только по спецзаказам — дорого. И сегодня сами торговцы уже не удивляются, почему нет ажиотажного спроса, как в декабре прошлого года, когда народ на рынке смел ходовые модели, невзирая на переписанные ценники. В этот раз у покупателей меньше денег на руках и больше банковских долгов, а потому хватать машины из-за высокой кредитной нагрузки народ не хочет. Как следствие — улан-удэнский авторынок еще глубже погрузился в стагнацию.

Меняем японца на француза

Впрочем, продавец Виталий не унывает. Ведь с осени на продажу стали поступать свежие 3-5-летние «Рено», «Хундаи», «Киа» и «Шевролеты» с левым рулем из автосалонов с небольшими пробегами. Их ценники сегодня дешевле 10-летних «праворуких» японских машин. Но поскольку бурятский рынок традиционно перекошен в японскую сторону, то свежие корейские, французские и американские автомобили ловкие барыги перегоняют в Иркутск, где высок спрос на левый руль. Что касается качества, то недавно таксист на «Рено» всю дорогу расхваливал мне «француза» и сетовал на то, почему он раньше не избавился от «Тойоты-Филдер», которая рассыпается буквально на глазах.

«Представляете, по городу на механике пять литров бензина ест, а стойки в три раза дешевле, чем японские», — не мог нарадоваться таксист. Естественно, что «японцы» более комфортны, однако главное свое преимущество — качество — они стали терять с каждым годом.

Жизнь по расчету

Евгений Мохоров, директор иволгинского сервиса-авторазборки «Автобонус», продемонстрировал разницу между «японками», выпущенными в 90-х годах, с более молодыми собратьями конца «нулевых». Это и пластмассовые бензобаки вместо металлических, и уменьшенная толщина металла, и в целом более слабая «ходовка», и специально сниженный в несколько раз ресурс двигателей.

— Двигатели-миллионники ушли в прошлое, теперь все делают гораздо слабее, — отмечает эксперт.

По его словам, в 90-е годы японцы завоевывали рынок и делали шедевры качества и долговечности. Не зря сегодня 20-летние седаны «Тойота-Краун» в хорошем состоянии пользуются высоким спросом у автомобилистов. А вот в начале «нулевых» японцы столкнулись с тем, что их машины не покупают потому, что они практически не ломаются. Зачем менять отличное на хорошее? И японцы пошли в резкое снижение себестоимости и цены, но главное — технологически стали закладываться параметры безремонтной жизни автомобиля максимум десять лет. После этого машина, выпущенная с середины 2000-х годов, начинает «сыпаться». И ее дешевле отправить в утиль и купить новую, что и делают сами японцы. Кроме того, почти все японские автоконцерны в «нулевые годы» перевели производство в Китай, используя местные комплектующие. Качество от этого явно не повысилось. В Бурятию основной массив этих технологически «облегченных «праворулек» был завезен до 2009 года (когда были введены заградительные пошлины) и заданный срок безремонтной жизни у этих машин подходит к концу, что в условиях роста цен на запчасти становится проблемой выбора для покупателей.

Продавцы на авторынке об этой тенденции говорят неохотно, отмечая, что «нам неважно чем торговать, рынок подержанных автомобилей будет всегда. Сегодня в основном продается правый руль, завтра будет левый, разницы для нас никакой». Что ж, весьма рациональный подход. В конечном итоге все упирается в цену.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру