Вопросы вынесены принципиальные — депутаты будут делить кресла и определяться, прогнулись они под Голкова или нет.
Ожесточенная схватка ожидается за место заместителя председателя НХ, освободившееся после добровольной отставки Бато Семенова. Говорят, на него претендуют Вячеслав Ирильдеев, Баир Гармаев, Сергей Дроздов и Степан Калмыков. По идее Цырен Доржиев должен поддержать Баира Гармаева, которому перед выборами спикера обещал пост председателя комитета по бюджету. Но теперь комитет по бюджету отдают Зоригто Цыбикмитову. Почему же выбор Доржиева пал на Цыбикмитова? Справится ли он с должностью председателя комитета по бюджету? Большой вопрос. Сам Цырен Доржиев объясняет свой выбор просто: с ним удобно работать. Но председатель бюджетного комитета это не домашние тапочки и не шерстяные носки, чтобы в них было удобно. Это важный элемент механизма распределения денег в бюджете Бурятии. Что с ним на самом-то деле удобно делать? «Пилить» бюджет? Или Цырен Доржиев имел в виду что-то другое?
Заместителями Цыбикмитову прочат двух Сергеев: Бужинаева и Дроздова. Пикантность этих кандидатур в том, что оба депутата являются людьми Голкова. Именно они наиболее активно выступали против законопроекта об отмене наименования мэра у глав, избранных депутатами, а не народом. Если эти две кандидатуры проходят, то ключевой комитет Народного Хурала Голков подминает под себя. Почему так происходит, нетрудно понять. Достаточно вспомнить, что Цырен Доржиев обязан именно Голкову своей победой на июньской конференции партии «Единая Россия», открывшей ему дорогу к посту спикера. Общественность, взволнованную слухами об уходе Дроздова из госпиталя ветеранов войны, спешим успокоить. На место главврача республиканского госпиталя ветеранов войны прочат его жену-гинеколога, так что ситуация под контролем. Всех вылечат.
Ключевым вопросом станет судьба законопроекта об отмене звания мэра у председателей советов депутатов, не избранных населением. Эта ситуация показала в очередной раз истинное лицо мэра Улан-Удэ. В случае принятия законопроекта, у него изменится название должности. Он будет называться не гордым и властным словом «мэр», а скучным «председатель городского совета». И так Александру Михайловичу стало обидно от этого, что он пустился «во все тяжкие». Пишет письма депутатам Хурала, публикует обращения, рассказывающие какой гигантский ущерб экономике причинит переименование его должности. И даже начал целую информационную атаку в прессе на Бориса Ботоева, чей комитет Хурала инициировал данный законопроект. И здесь бы задуматься депутатам о своей депутатской солидарности и задаться простым вопросом: если сегодня Голков так позволяет вести себя по отношению к Борису Ботоеву, то кто из депутатов станет его жертвой завтра?
Ничего такого страшного в этом законопроекте нет. Он просто приводит в соответствие законодательство Бурятии федеральному законодательству. И создает условия для более четкого разграничения ветвей власти.
Этот закон нужно принимать, помня о постоянных попытках Голкова вмешиваться в работу администрации Улан-Удэ, вести планерки и раздавать поручения чужим подчиненным. Что является превышением им своих полномочий и за что он уже получал административное предупреждение.
Странно, что в Бурятии в очередной раз изобретают велосипед и нужно доказывать необходимость принципа разделения властей. Ветви власти должны быть независимы друг от друга. Тогда они будут работать эффективно. Возникла и еще одна идея — ввести в действие с момента истечения срока полномочий этого созыва депутатов. Но тогда он теряет всякий смысл. Потому что в следующий раз главы так и так будут избираться на всенародных выборах.
Сейчас система сити-менеджера в Улан-Удэ показывает свою неэффективность. Более того, в некоторых районах Бурятии, где действует контрактная система управления, уже отказались от услуг сити-менеджера. К примеру, в Прибайкальском, Тарбагатайском и Селенгинском районах эта модель признана нецелесообразной, поскольку граждане высказали недоверие к руководителю, которого они не выбирали. Как отметил на прошлой неделе заместитель председателя комитета территориального развития администрации главы и правительства РБ Леонид Мотошкин, «у нашего населения сегодня утвердился стереотип, что глава муниципального образования и руководитель администрации (сити-менеджер) занимаются решением одних и тех же вопросов. Поэтому данная модель в ряде районов признана неудачной».
Всенародно избранный мэр нес персональную ответственность перед горожанами и вынужден был пахать. А перед кем несут ответственность избранный из числа депутатов горсовета Александр Голков и утверждаемый ими же сити-менеджер Зандра Сангадиев?
Плохой Айдаев или хороший, но деньги выбивать он умел. И что не менее важно, умел правильно и вовремя составлять документацию, обоснование. А новая команда ситуацию, похоже, «упустила». Вовремя и качественно оказалась неспособна составлять проектно-сметную документацию (ПСД) по целому ряду объектов. И теперь на юбилей федеральный центр выделит не 15 миллиардов рублей, а скорее всего порядка 700 миллионов рублей, то есть менее пяти процентов от обещанного. За что же получают у нас руководители города свои сверхзарплаты?
Пока же мы видим, как Голков готовится на выборы главы Бурятии. Берет под контроль телеканалы, создает радиостанцию, бесплатную массовую газету, контролирует БГУ, что показали общественные слушания, куда нагнали студентов. Укрепляет отношения с главами районов. Теперь, похоже, потихоньку берет под контроль и Народный Хурал. В конечном итоге весь этот ресурс обернется против Вячеслава Наговицына. А уж насколько умеет быть благодарным Голков, спросите у Айдаева, Егорова и прочих людей, когда-то считавшихся покровителями Голкова.