Теперь делят кресло председателя комитета по экономической политике, ставшее вакантным после избрания с третьей попытки заместителем председателя НХ РБ Вячеслава Ирильдеева. О своих амбициях заявили уже четверо депутатов: Анатолий Кушнарев, Батор Цыбиков, Сергей Бужинаев и Баир Гармаев, заместитель председателя экономического комитета.
Огородная экономика
Наибольшие шансы имеет Анатолий Кушнарев. Причин несколько. С одной стороны, это видный представитель «мухоршибирского» клана, который под руководством Петра Носкова твердой поступью идет от победы к победе. С другой — «единоросс» и доктор наук. И вообще, избрание наставника садоводов и огородников Бурятии на должность председателя комитета по экономике можно считать знаковым: какая экономика, такие и ее кураторы. И если экономика Бурятии с банкротством десятков предприятий обмельчала и съежилась до подсобных хозяйств, то именно Кушнарев является идеальным для этого кандидатом. Старая идея Наговицына о том, что локомотивом экономики Бурятии будет не обрабатывающая промышленность, а переработка дикоросов, сбывается на глазах и влечет соответствующие кадровые перестановки.
Можно ли после такого назначения говорить о тенденции снижения профессионализма депутатов? Определенно нет. Поскольку и раньше депутаты не отличались особыми умениями. В конечном счете и Вячеслав Ирильдеев не запомнился на посту председателя комитета по экономической политике ничем особенным. Хотя именно этот комитет должен был генерировать идеи, задавать темпы развития, стимулировать экономический блок правительства и вообще — быть законодателем экономики во всех смыслах слова.
Избрание Анатолия Кушнарева, впрочем, будет означать и ослабление позиций Цырена Доржиева, председателя Народного Хурала. Мы помним, каким мучительно долгим был его путь к этому креслу. Как несколько месяцев депутаты не могли избрать преемника Матвея Гершевича на посту спикера. И весь этот трудный период рядом с Доржиевым плечом к плечу стоял верный союзник, «справедливоросс» Баир Гармаев. Благодаря во многом именно его поддержке Цырен Доржиев добрал столь необходимые пять голосов, отделявшие его от победы. В обмен Баир Гармаев, конечно же, рассчитывал сначала на пост заместителя председателя Народного Хурала. Не получилось, избрали Ирильдеева. Затем — на должность председателя комитета по бюджету. И снова не получилось, это место занял Зоригто Цыбикмитов. И пусть Цыбикмитов публично признался, что мало смыслит в бюджетных процессах, депутаты все же предпочли эту кандидатуру, как человека очень удобного. Если Баир Гармаев и в третий раз «пролетит», возникнет резонный вопрос: новый председатель Народного Хурала или ничего не может сделать для своих вчерашних союзников, или уже не хочет. В любом случае, для всех это будет сигналом — с ним нельзя договариваться. Позиции Доржиева и так шаткие. Слишком уж неубедительно он выиграл. А потеря союзников приведет к его отставке в ближайшем будущем.
Денег нет. И не будет?
Кризис в экономике привел к оттоку денег из политики. Прошедшие в сентябре выборы депутатов Народного Хурала в трех округах имели одно отличие: денег не было ни у кого. В результате полноценную кампанию никто провести не смог. И побеждали просто самые известные или самые хитрые.
Отсутствие денег на выборы у основных политических сил открывает прямую дорогу к мандату депутата Думы Михаилу Слипенчуку. Он уже дал старт кампании по выборам в Госдуму-2016, заявив, что будет выдвигаться по одномандатному округу. Тем самым попытался взять инициативу в свои руки. Теперь ответный ход нужно ожидать от оппозиции, которая будет искать конкурентов Слипенчуку. Основного конкурента, видимо, выставит КПРФ. Но с уходом лидера бурятских коммунистов Вячеслава Мархаева на должность сенатора от Иркутска стало ясно, что Мархаев пойдет на пост главы Бурятии. А КПРФ лишилась наиболее сильного кандидата в депутаты Госдумы.
Равнозначной фигуры Мархаеву в местном отделении КПРФ нет, как нет и времени, и ресурсов на его раскрутку. В кулуарах обсуждают фигуры трех депутатов Народного Хурала от КПРФ: Леонида Турбянова, экс-зампреда правительства Бурятии по сельскому хозяйству, Виктора Малышенко, заместителя председателя комитета Народного Хурала, или Баира Цыренова (младшего).
На предстоящих выборах наибольшее значение будут играть районы республики. Именно они дадут высокую явку, и победа в районах означает победу в масштабах Бурятии. Поэтому наиболее серьезный результат среди кандидатов от КПРФ мог бы получить Леонид Турбянов. Его помнят в районах, уважают, он солидно выглядит, адекватен. И если бы был лет на 10 моложе, был бы идеальным кандидатом на пост главы Бурятии.
Однако выдвижению Турбянова могут помешать внутрипартийные противоречия и отсутствие денег для проведения полноценной кампании. Да и нужно ли все это самому Леониду Турбянову, большой вопрос.
Малышенко и Цыренов рядом с Турбяновым выглядят слабее. Их главный козырь — молодость. Но будут ли избиратели голосовать за них — вопрос еще больший. Выборы приобретут отчетливый привкус циркового шоу, в случае если от КПРФ пойдет молодой депутат Баир Цыренов. А его конкурентом станет его тезка, однофамилец и коллега по депутатству в НХ РБ, который в этом случае будет стоять в списке выше на одну позицию и вряд ли наберет голосов меньше молодого коллеги.
Кандидатура Малышенко может стать компромиссом, но он не проходил через горнило выборов на одномандатном округе и совершенно непонятно, как на него будут реагировать избиратели. Хотя потенциал у него явно есть. Внешне он напоминает инженера советской эпохи с открытым, честным, чуть изможденным от недосыпа лицом. Глядя на него, часть избирателей может и испытает чувство ностальгии по советскому прошлому. Во всяком случае, визуально на фоне цветущего Слипенчука он будет выглядеть выигрышно.
От остальных политических сил неожиданностей ждать не приходится. «Справедливая Россия» никак не оправится от поражения на прошлых выборах в Народный Хурал. Игорь Бобков может заявиться от партии «Рожденные в СССР», но серьезной роли сыграть не сможет. Таким образом, кампания по выборам депутата Государственной Думы от Бурятии сведется к противостоянию оставшихся без вожака коммунистов и олигарха от «единороссов».