Байкальский след на полуострове Крым

Записки корреспондента «МК» в Бурятии»: добраться до Ялты по Ангаре

Дорога от аэропорта в Симферополь до курортного городка Алушта на южном побережье Крыма лежит через Ангарский перевал, путь по которому проложили еще русские солдаты в 20-х годах 19-го века.

Записки корреспондента «МК» в Бурятии»: добраться до Ялты по Ангаре

Свое название перевал получил благодаря реке Ангара, притока реки Салгир. Если не знать географию, можно было бы подумать, что Ангара именно та единственная река, вытекающая из священного моря Байкал и чудесным образом добравшаяся до полуострова, омываемого двумя другими священными морями — Черным и Азовским. Байкальский след показался мне достаточно символичным, чтобы оправдать здесь появление представителей из Бурятии, например, филиала бурятского банка «БайкалБанка». Но об этом чуть позже…

Совсем как у нас!

«Ласточкино гнездо» — памятник архитектуры на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в посёлке Гаспра на южном берегу Крыма.
Арка на набережной - один из символов курортной Алушты.

Симферополь встретил нас не летней прохладой с осенними мотивами. Чем ближе к Алуште, где снимался фильм «Кавказская пленница», тем становилось теплее, тем меньше на деревьях желтых и красных листьев, пока метки осени совсем не сошли на нет. Надо сказать, что растительности здесь много, она буйно цветет вдоль дорог, зачастую скрывая от глаз туристов, совершающих колесные экскурсии по полуострову, прекрасные виды гор, холмов и склонов, усаженных виноградниками. Виды из окна мелькают быстро — не разглядеть. Больше всего раздражает утонченный кипарис, завезенный сюда сначала в античные времена греками для украшения своих городов и храмов, а затем в конце 18-го века — по повелению светлейшего князя Григория Потемкина.

Кипарис прижился на южном берегу Крыма как у себя дома. В какой-то период его стали высаживать по обочинам трасс (как у нас — тополя), и теперь кипарис вымахал в сплошной гигантский зеленый забор. И, тем не менее, от глаз (где это возможно) не ускользнула некая запущенность. В Симферополе бросаются в глаза элементы разрухи и совковости, сочетающейся с всплесками развития и «европейскости», ветхие халупы перемежаются с домами, похожими на дворцы. Местами выщербленный асфальт, покосившиеся заборы, неряшливые улицы и фасады, давно законсервированное строительство и остовы зданий, либо недостроенных, либо разворованных в годы реформ промышленных объектов. А что, собственно, я хотел увидеть на бывшей советской территории? Здесь, как и у меня дома, все тот же этап начала развития, но у которого, в отличие от Бурятии, шансов перейти собственно к развитию гораздо больше…

В тесноте, да не в обиде

Площадь Крым всего 27 тысяч квадратных километров. Чтобы понять, насколько это мало, достаточно вспомнить, что территория Бурятии более 350 тысяч квадратных километров. Если учесть, что южный берег Крыма — это преимущественно горная гряда (рельеф, диктующий условия ее освоения людьми с незапамятных времен), то диву даешься упорству крымчан находить все новые и новые места для жилищного строительства. Поясню!

В тот самый миг, когда вам все же открывается за кипарисами великолепный вид на побережье Крымского полуострова с его южной стороны, вы видите, как эти просторы широки и малы одновременно. Незабываемую панораму вам обеспечивает точка обзора — тот самый Ангарский перевал с извилистой лентой дорог. Взгляд упирается в высоченную горную гряду и, ниспадая до кромки воды, уходит в бесконечность морского горизонта. Все это круглый год освещено ярким крымским солнцем.

Набережная Ялты. Парусник из советского фильма «Остров сокровищ», «герой» песни А.Макаревича «Старый корабль».

Понятно, что такое комфортное место для жизни не может быть не оценено по достоинству. И его оценили — многие тысячи лет тому назад. Как свидетельствуют историки, «древняя земля принимала в свои объятия людей со времен палеолита», от древних эллинов и византийцев, воинов Золотой Орды, и жителей Крымского ханства. До Османской империи и России. Одним словом, земля Крыма дарила себя всем, кто ее желал — грекам, туркам, армянам, татарам, русским, украинцам, немцам. Снова русским… Они и сейчас живут в тесном соседстве с более ста национальностей (как и у нас в Бурятии) — в буквальном смысле слова: кажется, что жилые строения стоят друг подле друга на расстоянии вытянутой руки. И из-за малости места «карабкаются» высоко в гору кто сколько сможет, как альпинисты, стремящиеся покорить самую знаменитую возвышенность южного Крыма — скалу Ай-Петри, на которую обращены окна хозяев всех здешних великолепных дворцов.

Турпоток не достиг потолок

По официальным данным, Крым за восемь месяцев года на туристах заработал более миллиарда рублей. Полуостров посетило около 5 миллионов человек, что почти на 35 процентов больше, чем в 2014 году. Люди едут на полуостров до сих пор, несмотря на «бархатный сезон», означающий в Крыму долгие студеные ночи и холодное море. Экскурсовод, молодая приветливая женщина, рассказывала нам, что все отели на популярных курортах заполнены под завязку, с чем туристическая индустрия Крыма не сталкивалась многие годы. Ведь, как правило, в бархатный сезон Крым впадал в зимнюю спячку...

Вложил свои «пять» копеек в доходы полуострова и я. Досталось всем. И аэропорту, и отелю, и экскурсоводу, и водителю автобуса, и официантам скромного, но дорогого кафе, из окон которого можно любоваться на замок «Ласточкино гнездо». С прибылью были продавцы чурчхелы, сувениров, крымского чая и рахат-лукума и, конечно же, концерна «Массандра», перед продукцией которого мой кошелек был особенно милостив.  

Дубовые бочки с вином в погребах концерна «Массандра».

Цены стремятся в космос

Цены в Крыму очень высокие и, по иронии судьбы, стремятся к уровню московских, поэтому турист, впервые столкнувшийся с местной ценовой политикой, попадает в состояние шока.

— Да мы сами здесь в шоке, — отвечают продавцы, готовые, впрочем, к азартной торговле.

Что удивляет — стоимость фруктов, которые на полуострове растут, что называется, на каждом углу. К примеру, килограмм винограда «Мускат» на местном рынке в Алуште обошелся мне в 150 рублей. Примерно столько же в среднем стоит хурма, хотя высокие деревья с раскидистыми ветками, усеянными оранжевыми плодами, возвышаются чуть ли не у каждого жилого дома. Даже в Улан-Удэ на виноград и хурму из Крыма цена ниже. Если, конечно, они точно из Крыма...

Общепит здесь тоже кусается. Цены в ресторанах гораздо выше тех, к которым мы привыкли в Улан-Удэ, а комплексный обед с видом на «Ласточкино гнездо» может обойтись вам в 550 рублей при крайне скромных порциях, тогда как в нашем городе дешевле — максимум 250-300 рублей.  

Стремящиеся в космос цены можно понять: местные жители, пережившие долгий спад в индустрии туризма и экономике, одержимы накопительством, возможность которого обеспечило возвращение Крыма в Россия. В интервью «РГ», посвященном Дню единства, глава Крыма Сергей Аксенов сказал, что «...в этом смысле (рост цен. — Авт.) Крым, к сожалению, опередил другие российские регионы. В ряде случаев на цены влияет желание торговцев, воспользовавшись ситуацией, получить сверхприбыль. Но Крыму нужна рыночная экономика, а не экономика жадности».

В условиях двойной блокады со стороны Украина последние новости (транспортной и продовольственной) у новых крымских властей росту цен особо оригинального противопоставить нечего. Называются лишь регулярные сельскохозяйственные и продовольственные ярмарки под девизом «Покупай крымское» (они снижают цены на 15-20 процентов), уговоры, ну и, разумеется, интенсивное развитие сельского хозяйства и промышленности. Экономика здесь благодаря инвестиционным вливаниям из России и выходящему из тени малому и среднему бизнесу, ряды которого также пополняются за счет других российских регионов, приближается к хорошим показателям. Например, только в 2015 году в Бурятии более 70 юридических лиц сменили прописку. Сколько именно поменяли ее с бурятской на крымскую, неизвестно. Но, по непроверенным данным, речь идет о двух-трех десятках предприятий, которые теперь уплачивают налоги в казну Крымского полуострова.

Пластиковый капкан. Есть ли выход?

Учитывая дороговизну, туристам, желающим побывать в Крыму, лучше запастись наличными деньгами и особенно — мелочью. С мелочью здесь тотально тяжело везде, даже на рынке: видимо, не скопилась еще в карманах населения критическая масса «медяков» и мелких «деревянных».

Впрочем, проблема возникнет с любой наличностью, если вы взяли с собой в дорогу не «живые» деньги, а банковскую карточку с платежной системой «Viza». Официально «Viza» здесь не работает и не обслуживается — из-за боязни западных санкций. Неофициально можно, но это будет стоить вам 10 процентов от снятой наличности. Тем не менее спрос есть, а спрос рождает предложение, оповещающее о себе оригинальным способом — рекламой на асфальте, призывающей решить вопрос с наличными по такому-то телефону.

Отсутствие системы платежей «Viza» популярно объясняет, что делает на этом полуострове филиал «БайкалБанка», работающий  по другой глобальной платежной системе «MasterCard». Получить наличные по карте «БайкалБанка» можно, обратившись в филиальную сеть этого финансового учреждения из Бурятии. Один из них я нашел на морской набережной в Ялта.

Путешествие под землей

Представление о Крыме не будет полным без экскурсии по винным погребам концерна «Массандра», находящегося сейчас в ведении управления делами президента России. И коллекция вин которой (около миллиона бутылок) считается крупнейшей в мире и занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Если вы решили воспользоваться таким турпродуктом и не прочь пригубить древнейшего напитка, готовьтесь к тому, что после путешествий по подземным винным погребам и посещения дегустационного зала в автобус вы вернетесь нетвердой походкой.

История виноделия в Крыму насчитывает более 2 тысяч лет. Но истинную славу принес ему почти 130 лет назад князь Голицын, заложивший первый в Российской империи винный подземный завод. О популярности вина производства концерна «Массандра» свидетельствует такой факт: на каждую бутылку его продукции в России приходится по четыре поддельных бутылки.

Наша история

 

Набережная Ялты. Памятник Даме с собачкой и А.П. Чехову.
Ялта. Памятник «папе» Штирлица – писателю Юлиану Семенову у входа в гостиницу «Ореанда».
Восковые фигуры. Встреча лидеров трех держав в Ливадийском дворце в Крыму в 1945 году.

Поскольку о Крыме можно говорить бесконечно, а газетная площадь ограничена, лучше это сделать несколькими широкими мазками. Из учебников советской истории нам известно, что конец трехсотлетнему османскому господству в Крыму положила русско-турецкая война 1768-1774 годов. Так Крым благодаря императрице Екатерине Второй стал русской территорией. В это же время были построены города-крепости Симферополь и Севастополь. В Крыму начали возводиться дворцы, развивались рыболовный и соляной промыслы, виноделие. Крым стал самой любимой здравницей российской аристократии и творческой интеллигенции. Здесь в разное время жили и работали , Чехов, Бунин, Толстой, Горький, Маяковский, Шмелев, Шаляпин, Рахманинов, «папа» Штирлица — Юлиан Семенов, ученые Павлов, Сеченов и прочие и прочие... Десятки выдающихся россиян оставили свой след в истории полуострова — не просто в свидетельствах очевидцев, а в граните и в камне, в стихах, романах и в музыке — известных всему миру произведениях искусства, научных открытиях, памятниках мужества и героизма советских солдат в годы Великой Отечественной войны. Помните оборону Севастополя и двухлетнюю оккупацию Крыма солдатами Вермахта?

И к каждому такому свидетельству, каждому подвигу духа здесь ведет своя дорога, посвящено свое строение, свой музей и своя легенда.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 11 ноября 2015

Заголовок в газете: Долгая дорога домой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру