Почему традиционной восточной медицине не нашлось место в России

В ожидании второго рождения бурятской медицины

В середине декабря в рамках Российской недели здравоохранения впервые прошла неделя традиционной бурятской медицины.

В ожидании второго рождения бурятской медицины
Иринчей Матханов.

О том, насколько глубокие традиции и реальные перспективы имеет это направление, мы узнали у депутата Государственная Дума РФ от Республики Бурятия Иринчея Матханова.

История о предыстории

Когда-то бурятская медицина гремела на всю Россию, а имена Петра и Александра Бадмаевых были столь же известны и влиятельны при царском дворе, как в свое время имя Григория Распутина. Первый, врач-тибетолог, в середине 19-го века остановил эпидемию тифа в Забайкалье, а после поставил на ноги безнадежно больных Николаевского военного госпиталя, за что ему разрешили носить мундир и пользоваться правами военных врачей. Второй мог определить болезнь по пульсу, глазам, цвету кожи, вкусовым пристрастиям и даже предсказать ее за год-два и тем самым предотвратить. Братья использовали традиционные (тибетские, китайские, индийские и монгольские, а позже и бурятские) методы и средства врачевания.

— Братья Бадмаевы — это наиболее известные врачи традиционной медицины. Но еще в 19-м веке в Анинском дацане эмчи-ламы делали сложнейшие операции на глазах и останавливали эпидемию сибирской язвы, — рассказывает Иринчей Матханов. — Поэтому в то время бурятская медицина активно поддерживалась царским Правительство РФ — земские врачебные участки не только не справлялись с медицинской помощью на всей территории Забайкалья и Прибайкалья, но и зачастую просто не умели делать этого.

В течение 400 с лишним лет, с момента распространения буддизма на территории этнической Бурятии, местные лекари переводили тибетские тексты, печатали медицинские книги, формировали собственную школу, составляли уникальные рецептурные сборники и изготавливали различные лекарства по старинным прописям — причем одни компоненты заменяли на другие, произрастающие на Байкальской природной территории. Около пятидесяти лет назад эстафету подхватили ученые БНЦ СО РАН. Они начали фундаментальные исследования тибетской медицины и ее письменных источников, а также клинические исследования на эффективность и безопасность тибетских препаратов.

Сегодня традиционная бурятская медицина основывается на принципе «наука-практика». Причем научная деятельность по изучению и апробации методов ведется в Бурятском научном центре, а практическая (по их внедрению) — в Центре восточной медицины, где наряду с современными практикуются методы диагностики по языку, пульсу, ушной раковине и радужной оболочке глаз, а также такие методы лечения, как иглоукалывание, прижигание полынными сигарами, малое кровопускание, фито-, гирудо-, рефлексо- и мануальная терапия, — поясняет депутат. — Такая интегративная модель здравоохранения применяется на базе учреждений Республики Бурятия уже более 26 лет. Кроме того, активно используются природно-климатические ресурсы — например, горячие источники. А в аптеке лекарственных трав Центра восточной медицины производятся лекарственные препараты по тибетским рецептам. В общем, осуществляется комплексный подход к лечению!

В лучших традициях

Богатый опыт традиционной медицины мог бы принести жителям Россия большую пользу, нежели приносит сейчас, считает Иринчей Матханов. И делает все возможное, чтобы вдохнуть в это направление новую жизнь. Он не только является сопредседателем рабочей группы при минздраве и председателем экспертного совета по комплементарной медицине комитета по охране здоровья , но и выступает инициатором проведения различных мероприятий по данной теме. Среди них — международный форум «Традиционные медицинские системы мира» и Объединенный российский конгресс по комплементарной медицине, а также первый международный конгресс по традиционной медицине стран ШОС, БРИКС и ЕАЭС.

— Всю эту деятельность парламентарий осуществляет неслучайно. Его отец Эдуард Матханов был большим ученым в сфере традиционной медицины, поэтому Иринчей Эдуардович знает обо всех ее проблемах. А когда в 2013 году он стал депутатом Госдумы, то начал заниматься этой темой углубленно, — поясняет заместитель председателя президиума БНЦ СО РАН Валентина Доржиева. — Проблема состоит еще в том, что в ноябре 2011 года был принят федеральный закон «Об охране здоровья граждан России», где традиционной медицине просто не нашлось места. Деятельность ее врачей оказалась под запретом — так же, как и производство лекарственных препаратов и их реклама. Именно поэтому Иринчей Матханов работает над легализацией традиционной медицины, в том числе и ее бурятской ветви. Он уверен, что этой сфере просто необходимы контроль и поддержка, а здравоохранению — разумный синтез «старого» и «нового».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 25 декабря 2015

Заголовок в газете: От истоков к современности

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру