Более половины районов Бурятии имеют проблемы с питьевой водой

Количество и качество питьевой воды в Бурятии неуклонно снижается

Общий водно-ресурсный потенциал Бурятии составляет примерно 15,7 тысячи кубических метров, то есть более 30 процентов от всех запасов воды в России.

Количество и качество питьевой воды в Бурятии неуклонно снижается

На территории республики насчитывается около 35 тысяч озер, включая Байкал, и более 32 тысяч рек общей протяженностью свыше 150 тысяч километров. Казалось бы, кому-кому, а жителям Бурятии грех жаловаться на проблемы с водой.

Так в чем же причина неутихающих сетований на локальное обезвоживание — в неумении или нежелании охранять и правильно использовать наш стратегический ресурс? Ответы на этот и другие вопросы искал корреспондент «МК».

Вода, ты куда?

Водообеспеченность в Бурятии составляет 95,4 кубометра в год на одного жителя, что на 13 процентов выше, чем в среднем по Россия. Но, тем не менее, питьевое водоснабжение в республике остается одной из самых застарелых проблем.

В 2015 году гидрологическая обстановка в республике была непростой, что связано с последствиями многолетней засухи. Засуха, а также варварская рубка леса обусловили низкий полезный приток воды в озеро Байкал. Если в июле он составил 61 процент от многолетней нормы, то в августе — 48, а в декабре — вообще 40. Прогнозы на 2016 год такие же неутешительные. Синоптики уже предрекают засуху, снижение количества осадков (60 процентов от многолетних значений) и дальнейшее падение уровня Байкала.

Обмеление «славного моря», а также переосушение торфяного покрова напрямую коснулось населения прибрежных территорий. Как сообщает управление Роспотребнадзор по РБ, по данным опроса 44 процентов жителей в 49 населенных пунктах Кабанского, Баргузинского и Прибайкальского районов (в том числе Турки, Баргузина, Горячинска, Гремячинска и Красного Яра), отмечается пересыхание рек и исчезновение воды, либо падение ее уровня в скважинах и колодцах-журавлях аж на 0,5-1,5 метра.

При этом 24 процента говорит о нехватке для питьевых целей и 21 процент — для хозяйственно-питьевых нужд. 30 процентов опрошенных граждан жалуются на ухудшение ее качества. Некогда кристально чистая вода стала грязной и мутной.

Первая проблема решается разными способами. Власти, жители и дачники уже не берут воду из Байкала, однако покупают ее у своих «соседей» (примерно по три рубля за ведро) и подвозят в обезвоженные места в пожарных и хозяйственных автоцистернах. Кроме того, они устанавливают колонки, углубляют колодцы и, конечно же, бурят новые скважины. Но если для специализированных фирм это бизнес («золотая жила»), то для жителей — большие затраты. Люди платят по 3-4,5 тысячи рублей за метр — то есть до 70 тысяч за скважину. Однако не каждый может позволить себе столь дорогую водичку.

Между тем специалисты Росгидромета прогнозируют, что в 2016 году полезный приток вновь составит лишь около 60% от нормы, и уровень Байкала упадет почти на 40 сантиметров ниже критической отметки в 456 метров. А это значит, что из прошлого года все вышеописанные проблемы плавно «перетекут» в нынешний.

По мнению и.о. директора «Байкальского института природопользования» СО РАН Ендона Гармаева, нужно либо оптимизировать сбросы воды для обеспечения иркутского гидрокаскада и таким образом максимально «наполнить» Байкал, либо положиться на природу и дождаться, когда маловодный период закончится. Но через какое время это произойдет и как долго люди будут жить у воды без воды — сказать сложно.

Не только количество, но и качество

Вторая проблема, которая также не сходит с повестки дня — качество питьевой воды. Оно, судя по данным специализированных органов, оставляет желать лучшего даже в Улан-Удэ.

МУП «Водоканал» в сутки подает потребителям более 232 тыс. кубометров воды, обслуживая правобережную, левобережную части Улан-Удэ и отдаленные микрорайоны. По идее, на всех сооружениях вода проходит тщательную очистку от загрязняющих веществ и химических элементов и только потом поступает по водопроводным трубам в дома и квартиры (в среднем горожане тратят по 2,57 кубических метра на человека в месяц, то есть особо не экономя). Но по факту в столице Бурятии и еще в большинстве районов республики качество воды заметно ухудшилось. В 2015 году по сравнению с 2014-м количество проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, увеличилось с 6,5 до 9,0 процента.

Как отмечают специалисты, на то есть несколько причин — устаревшие технологии водоподготовки, низкое санитарно-техническое состояние водопроводных сетей и сооружений и при всем этом неудовлетворительная реализация федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» органами местного самоуправления.

Так, в 2015 году надзорные ведомства провели в отношении эксплуатирующих организаций Улан-Удэ и 17 районов Бурятии 39 внеплановых проверок и выявили на всех объектах грубые нарушения санитарного законодательства.

В частности, они выяснили, что ООО «Теплогенерирующая компания №1» (село Гусиное озеро) не соблюдало правила технической эксплуатации и не обеззараживало воду перед ее поступлением в распределительную сеть. А МУП ЖКХ «Коммунальщик» (Тарбагатай) и ООО «ЖЭУ» (Мухоршибирь) не контролировали качество по жесткости и содержанию нитратов, что представляет опасность для здоровья при длительном употреблении!

Однако, подчеркивает главный гидрогеолог территориального центра «Бурятгеомониторинг» Валентина Кочнева, наибольшие трудности испытывает Гусиноозерск. Его население берет воду из озера Гусиное, куда сбрасываются недостаточно очищенные стоки ГРЭС, промышленности и коммунально-бытового хозяйства. А вопрос водоснабжения за счет подземных источников здесь не удается решить уже более 40 лет — причем не только по гидрогеологическим, но и технико-экономическим причинам.

Начальник территориального отдела водных ресурсов по Бурятии Валерий Молотов отмечает, что порой муниципальные образования не могут пробурить скважину за собственные средства из-за их отсутствия. Они подают бюджетные заявки для участия в целевых программах (например, «Чистая вода», «Развитие моногородов», «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона») на уровень субъекта, а он, в свою очередь — на уровень федерации для их рассмотрения и, возможно, финансирования. Не всегда этот процесс достигает цели. Приоритет отдается наиболее «проблемным» регионам.

Стоит отметить, что в нашем ситуация с питьевой водой обстоит лучше, чем в других — особенно в европейской части России, где она берется, как правило, из поверхностных источников, проходит многоступенчатую систему очистки, затем — бактериологическую обработку и лишь потом употребляется. Например, жители Московской области устанавливают фильтры на кранах или вообще покупают бутилированную воду в магазинах, чтобы не чувствовать вкус и запах хлорки.

Сейчас в Улан-Удэ, по заверениям МУП «Водоканал», угроза осушения источников водоснабжения и возникновения дефицита воды отсутствует, между тем как в отдельных районах и населенных пунктах, по мнению специалистов, она сохраняется на довольно высоком уровне.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 20 января 2016

Заголовок в газете: Кругом вода, а с питьем беда!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру