Тункинские выборы развеяли миф о непреодолимой силе административного ресурса

Выборы в Тунке закончились поражением представителя «партии власти» и победой независимого кандидата

Выборы в Тункинском районе Бурятии закончились поражением представителя «Единой России» Аламжи Сыренова и победой независимого кандидата Ивана Альхеева.

Выборы в Тунке закончились поражением представителя «партии власти» и победой независимого кандидата

Соратник экс-главы Андрея Самаринова проиграл выходцу из Иркутской области менее 4 процентов, что можно назвать серьезным результатом, если вспомнить, что в истории Бурятии был случай, когда исход избирательной кампании в Народный Хурал определила разница всего в один голос.

Учитывая результат, а также довольно высокую по современным меркам явку избирателей (более 70 процентов), Тункинский район разделился почти на две равные части, каждая из которых искренне ненавидела друг друга. Раскол прошел не просто между поселениями — он разорвал родственные и дружеские связи, поссорил между собой соседей и супругов. Надвое раскололась, казалось бы, монолитная партия коммунистов.

Но «грязными» эти выборы сделали не люди, рядовые жители Тункинского района, а политтехнологи, примерившие на кампанию, пожалуй, весь древний ассортимент избирательных технологий. Начиная от «бон-вояжей» министров республиканского правительства, на поверку оказавшимися не такими уж счастливыми для Аламжи Сыренова, заканчивая сомнительными с точки зрения полезности агитационными продуктами.

Все это можно было бы назвать мелкими огрехами по сравнению с главной ошибкой Аламжи Сыренова — он не нашел в себе решимости порвать отношения с бывшим главой Тункинского района Андреем Самариновым, с которого, собственно, все и началось. Опасность возврата Самаринова в облике Сыренова к власти в районе объединила оппозицию.

Иван Альхеев. Фото: tunkarb.ru
Аламжи Сыренов.
Андрей Самаринов

— Прошедшие выборы стали финалом истории, начавшейся давно, с момента избрания главой района Андрея Самаринова, — говорит депутат Улан-Удэнского городского совета, политолог Николай Будуев.

— Затем последовала череда скандалов и конфликтов с главами ряда поселений, обнажившие пикантные подробности в деятельности Самаринова, которым стоило бы оставаться не выявленными. Как следствие — проверки, уголовные дела и вынужденная отставка Андрея Самаринова в сентябре прошлого года.

Казалось бы, с уходом Самаринова от дел произойдет «перезагрузка» отношений. Будет избран новый глава, который сможет достичь компромисса между местными группами влияния. И все дружно возьмутся за работу на благо жителей. Однако Самаринов от дел так и не отошел, возглавив штаб Аламжи Сыренова. С этого момента в глазах значительной части населения он стал марионеткой Самаринова. И страсти разгорелись вновь. Ставки для оппозиции неимоверно возросли. Поэтому началась борьба. С тем ожесточением, какое бывает, когда на кону оказываются не просто кресло главы, репутация или влияние. А два образа жизни.

Об этом, к слову, не раз в своей проповеди к бывшему боевому товарищу обращался и сенатор Иркутской области, лидер бурятских коммунистов Вячеслав Мархаев: «Аламжи — моя боль... он служит тем, кто преступил закон. Можно ли доверять человеку, который связался с теми, против кого мы боремся?».

— Итоги выборов в Тункинском районе, прежде всего, нужно рассматривать сквозь призму предстоящей кампании в Государственную Думу, — считает Николай Будуев. — Сейчас ясно, что оппозиционные настроения стали значительными не только в столице Бурятии, но и в сельских районах. А значит, предстоящая кампания уже не будет для «Единой России» легкой прогулкой. Развеян миф о непреодолимой силе административного ресурса. Если раньше народ в селах голосовал по принципу «как сказало начальство», то сейчас начальству нужно очень постараться, чтобы убедить людей. Поездки членов правительства в Тункинский район не привели к росту рейтинга Аламжи Сыренова, что, на мой взгляд, стало самой наглядной и недвусмысленной оценкой населением результатов работы правительства Бурятии. Поддержка Наговицына, пусть даже не озвученная вслух, тоже не стала решающим фактором на выборах. Поддержка Мархаева оказалась гораздо эффективнее, притом, что тункинское отделение КПРФ вопреки «генеральной линии партии» поддержало Аламжи Сыренова. Значит, Вячеслав Мархаев оказался сильнее самой КПРФ. Это становится правилом, когда поддержка Мархаева приносит победу кандидатам от оппозиции. При его участии был избран мэром Новосибирска коммунист Локоть, губернатором Иркутской области — коммунист Левченко. А теперь и Иван Альхеев, победивший практически в безнадежной для него ситуации. Как видим, Вячеслав Мархаев становится все более эффективной электоральной машиной. Одновременно под вопросом оказалась эффективность главы наговицынской администрации Петра Носкова, как куратора внутренней политики Бурятии. В очередной раз под вопрос поставлена кадровая политика Вячеслава Наговицына, отмеченная чередой отставок глав районных администраций как по причине профнепригодности, так и из-за уголовных дел. Достаточно назвать бывших теперь уже глав Прибайкальского района Галичкина, Кабанского — Савватеева, Муйского — Дондупова и Тункинского — Самаринова. Поэтому выборы в Тункинском районе стали не просто поражением Аламжи Сыренова, оказавшимся заложником ситуации. Это результат морального поражения команды, правящей в Бурятии. И поражение это нанесет простой народ.

Впрочем, надеяться, что сама история Тунки разделилась на «до» и «после» было бы наивно. Аламжи Сыренов, ощутивший горечь поражения, все еще остается в должности председателя районного совета депутатов, а значит, у сериала «Самаринов. Тункинский район» будет продолжение.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 10 февраля 2016

Заголовок в газете: Две крепости

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру