Главный по тюрьмам Бурятии: «В нашей системе остались лучшие»

Начальник УФСИН Бурятии рассказал, кто и как содержится в тюрьмах республике

12 марта 1879 года российский император Александр II издал указ о создании тюремного департамента и тем самым заложил традицию празднования новой даты.

Начальник УФСИН Бурятии рассказал, кто и как содержится в тюрьмах республике
Начальник УФСИН РФ по РБ Жалнин Геннадий Рувимович.

Каждый год в этот день работники уголовно-исполнительной системы нашей страны отмечают свой профессиональный праздник и подводят итоги деятельности. Корреспондент «МК» встретился с начальником УФСИН РФ по РБ Геннадием Жалниным.

— Геннадий Рувимович, для начала вопрос, который интересует, пожалуй, многих: кто и за что сидит в тюрьмах и колониях Бурятии?

— В учреждениях УФСИН РФ по РБ содержится 90% осужденных из нашего региона и 10% — из других, а также из иных государств, в основном из ближнего зарубежья (всего — около 100 иностранных граждан). 37% от общего количества отбывают наказание за убийство, 16% — за кражу, столько же — за незаконный оборот наркотиков, меньше — за прочие преступления. При этом возраст 45% еще не достиг 30 лет, а 52% — 55.

— Что представляют собой местные пенитенциарные учреждения?

— На территории Бурятии находятся колония-поселение, следственный изолятор, лечебно-исправительное учреждение для больных туберкулезом, две исправительные колонии строгого режима и три — общего (в том числе одна — для осужденных женщин, раньше вместо нее была воспитательная колония), а также 25 филиалов уголовно-исполнительной инспекции — они исполняют меру пресечения в виде домашнего ареста, обязательных работ, исправительных работ и других уголовных наказаний в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.

— Какая оперативная обстановка наблюдалась во всех этих учреждениях в минувшем году?

— В целом спокойная и стабильная. Не допущено побегов из-под охраны и надзора. Но в исправительных колониях периодически возникали и возникают происшествия, когда осужденные нелегально пытаются получить запрещенные предметы — сотовые телефоны, спиртные напитки и наркотические вещества. Знакомые и родственники перебрасывают их через ограждения, проносят в посылках, передачах и бандеролях во время свиданий и другими ухищренными способами. Естественно, мы привлекаем таких граждан к ответственности за противозаконные действия.

Кстати, иногда и сотрудники учреждений доставляют все вышеперечисленное за подкуп. УФСИН незамедлительно избавляется от подобных «предателей интересов». Недавно в ИК-8 на КПП по пропуску транспорта во время досмотра кузова автомобиля «Кам-АЗ», въезжающего на территорию учреждения, в пиломатериалах было обнаружено 30 сотовых телефонов, 30 зарядных устройств к ним и 23 сим-карты и 7 пластиковых бутылок емкостью 0,5 литра со спиртосодержащей жидкостью. Мы активно перекрываем все каналы поступления запрещенных предметов.

— А медико-санитарная обстановка?

— Тоже довольно стабильная. Совместно с ФСИН России получено 12 единиц медоборудования и приобретено более 40 единиц медтехники, которые размещены в филиалах медико-санитарной части. Кстати, сегодня в нее входят 3 медчасти, 3 больницы (соматическая, туберкулезная и психиатрическая), военно-врачебная комиссия, центр медицинской и социальной реабилитации и центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения Бурятии медицинскую помощь и консультацию осужденным и заключенным предоставляют приглашенные врачи-специалисты. В 2015 году для выявления и диагностики заболеваний на ранних стадиях туда сделали 77 вывозов больных. А в учреждениях уголовно-исполнительной системы медицинское обеспечение осуществляют 242 медицинских работника (97 врачей, 135 средних и 10 младших медработников). В прошлом году с привлечением специалистов здесь провели оперативные вмешательства и комбинированную химиолучевую терапию онкологическим больным. И, кроме того, каждый год два раза проводят профосмотры осужденных, включая анализы и флюорографию. В минувшем году численность лиц с активной формой туберкулеза уменьшилась на 26%.

Архив "МК".

— Каковы условия содержания осужденных, особенно женщин? Могут ли они приобретать себе необходимые лекарства и предметы гигиены?

— Во всех колониях нашего региона коммунально-бытовые условия соответствуют требованиям закона — этот вопрос находится на контроле во ФСИН России. В прошлом году израсходовано свыше 18 миллионов рублей на их улучшение — реконструированы здания и отремонтированы помещения. А в этом году на федеральные средства в следственном изоляторе №1 будет реконструирован режимный корпус площадью 5910,20 кв.м на 163 места. Уже получены положительные заключения различных экспертиз по этому объекту. Сейчас везде имеются комнаты гигиены, а в филиалах учреждений и медико-санитарной части — медикаменты и необходимое оборудование. В месяц каждому осужденному бесплатно выдается набор из 10 предметов личной гигиены, а женщинам — в том числе и нужные именно им. Кроме того, все необходимое можно приобрести и в магазинах на территории колоний.

— Раньше в пенитенциарных учреждениях были целые производства. Осужденные и шили одежду, и делали мебель. А теперь?

— Сегодня у нас функционируют три центра трудовой адаптации, одна лечебно-производственная мастерская и четыре участка приносящей доход деятельности. Налажены деревообработка, художественная ковка, швейное и мукомольное производство, заготовка яиц, овощей и куриного мяса для собственных нужд, изготовление изделий из металла и строительных материалов — шлакоблоков, тротуарной плитки, бордюрного камня… За 2015 год производственный сектор исправительных учреждений выпустил товарную продукцию на 206,2 млн рублей, что на 5,5% превышает показатели 2014 года. Думаю, эти цифры говорят сами за себя.

По мере сил мы стараемся конкурировать с частными организациями, а также привлекать разных предпринимателей, которые могут размещать свое оборудование на наших производственных площадках. Делать это непросто, но необходимо, чтобы создать рабочие места для осужденных. Нужно обеспечивать их работой, чтобы они могли выплачивать пострадавшим компенсацию за нанесенный своими деяниями ущерб и, конечно, приобретать трудовые и профессиональные навыки для дальнейшей социальной адаптации. Сейчас в Бурятии в исправительных колониях количество трудоустроенных осужденных составляет 41% от их общей численности. Этого недостаточно.

— Раз уж вы упомянули о социальной адаптации, объясните, как она происходит и кто способствует ей?

— Мы активно готовим осужденных к освобождению. Во-первых, даем им образование. В СИЗО и колониях работают пять профессиональных образовательных учреждений, где осуществляется обучение по 20 востребованным на рынке профессиям. В 2014-2015 годах их получили 1226 человек — 108% от запланированного количества.

У нас есть и специальные школы. В рамках их работы представители республиканского агентства занятости рассказывают осужденным об имеющихся вакансиях и потенциальной зарплате, а специалисты пенсионного фонда, налоговой инспекции, миграционной службы и министерства социальной защиты дают советы и оказывают конкретную помощь. Мы же предоставляем социальную поддержку, восстанавливаем родственные связи, оформляем паспорта и утерянные документы на имущество, нацеливаем на правопослушное поведение и новую жизнь. Я знаю многих людей, которые провели много лет в местах лишения свободы и поняли ценность дома, семьи, работы, свободы. Во многом это произошло благодаря воспитательной работе.

— УФСИН Бурятии, пожалуй, одна из самых активных и «деятельных» служб и постоянно проводит различные мероприятия. Эта традиция сохранилась?

— Да. Для осужденных проводятся творческие и интеллектуальные конкурсы по плану попечительского совета ФСИН, а также спортивные состязания — например, товарищеские игры по футболу с футболистами БГУ и сеанс одновременной игры по шахматам с шахматистами республики. А для работников, например, — традиционные соревнования кинологов, сотрудников отдела охраны, безопасности, воспитательной и психологической служб  и т.д., проводятся «Золотая осень», «Военно-спортивный праздник», всероссийские конкурсы «Мисс  УИС» и «Виват, офицеры!». В общем, скучать не приходится.

— Вы уже пять лет возглавляете УФСИН России по Бурятии. Расскажите об основных итогах вашей работы на этом посту.

— Удалось сплотить коллектив, благодаря которому мы достигли многих положительных результатов. Признаюсь, не все сотрудники смогли соответствовать требованиям, которые руководство ФСИН и УФСИН предъявляет к личному составу по профессиональному уровню, исполнительской дисциплине, морально-нравственным качествам. Поэтому кто-то ушел на пенсию, кто-то нашел себя на гражданской работе. Остались лучшие. Мы делаем упор на выпускников наших ведомственных вузов. В 2015 году от Бурятии поступили учиться 24 человека, а это большое подспорье. Держим во внимании резерв из младшего начсостава для выдвижения на офицерские должности. Эти сотрудники служат не один год, имеют высшее образование, в основном юридическое, знают всю систему изнутри и зарекомендовали себя с положительной стороны. А профессионализм складывается, в первую очередь, из самого желания служить.

— Какие качества необходимы человеку, занимающему такую должность, как ваша?

— Это верность системе, естественно, выдержка, самообладание, ответственность и требовательность к подчиненным, а, главное, к самому себе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 23 марта 2016

Заголовок в газете: Начальник УФСИН Бурятии: «В нашей системе остались лучшие»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру